Евангелие 19 июля. Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных
В этом выпуске:
Евангелие от Матфея, глава 12, стихи 1–8
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу, за богослужением читается Евангелия от Матфея (Мф. 12, 1–8).
12.1. В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
12.2. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
12.3. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
12.4. Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
12.5. Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
12.6. Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
12.7. если бы вы знали, что́ значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных,
12.8. ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
(Мф. 12, 1–8)
На обратном пути в Галилею, в одну из суббот, Господь проходил со Своими учениками через засеянные поля. Примечательно, что фарисеи почти везде и всегда следовали за Иисусом Христом, отслеживая каждый Его шаг и придираясь ко всякому нарушению их обычаев и преданий. Следовали они за Спасителем и теперь и, когда увидели, что проголодавшиеся ученики Его срывали колосья, растирали их руками и ели зерна, тотчас же заметили: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу (Мф. 12, 2).
Христос в ответ на обличение фарисеев процитировал им событие из Ветхого Завета, изложенное в 21-й главе Первой книги Царств и повествующее о том, как Давид и его спутники, гонимые Саулом, пришли в Номву к священнику Ахимелеху и просили у него хлеба для утоления голода. У священника не было простого хлеба, и потому он дал Давиду хлебы предложения. Хлебами предложения назывались двенадцать хлебов, которые клались каждую субботу на особом столе из массивного золота: сначала в скинии, а после в храме пред Господом от сынов Израилевых (Лев. 24, 5–9).
Эти хлебы как бы предлагались Богу, перед Которым были положены, и потому получили название хлебов предложения. Каждую субботу их заменяли новыми хлебами, а снятые должны были есть священники на том святом месте, где они были положены (Лев. 24, 9).
Борис Ильич Гладков пишет: «Если мучения голода, которые испытывал Давид, заставили первосвященника нарушить закон о хлебах предложения, – если, таким образом, помощь ближнему в нужде выше соблюдения буквы закона, как милость выше жертвы, – то и ученики Иисуса, утоляя свой голод зернами из срываемых колосьев, могли нарушить закон субботнего ничегонеделания в том его виде, как понимали фарисеи».
Затем Господь открывает источник несправедливого осуждения – это ложное понимание требований закона Божия. Если бы фарисеи понимали, что сострадательная любовь к страждущему выше преданий и обычаев, то не судили бы невинных, срывающих колосья ради утоления голода.
Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма (Мф. 12, 5–6), – замечает Господь.
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Не человек создан для субботы, а суббота дана человеку для его пользы... А то, что закон о субботе не является запрещением что-либо делать вообще, видно хотя бы из того, что в храме священники по субботам закалывают жертвенных животных, снимают с них шкуры, готовят их к принесению в жертву и сжигают. И они, однако, невиновны в нарушении субботнего покоя. А уж если служители храма невиновны в подобном нарушении, то тем более невиновны служители Того, Кто выше храма и Кто есть Господин и субботы, властный отменить субботу так же, как Он и установил ее».
Но, как видно, все внимание фарисеев было направлено на одни только жертвы и установленные преданием обычаи. Фарисеи перестали понимать, что суббота дана человеку для достижения высших нравственных целей, для проявления своей любви к ближним, для совершения добрых дел. Они забыли, что нельзя приносить в жертву букве закона то, что составляет цель и назначение человека.
А потому Спаситель замечает: милости хочу, а не жертвы (Мф. 12, 7). Этими словами он научает тому, что высшее служение заключается не в принесении жертв и разных других обрядовых действиях, ради которых отменяется суббота, а в делах милосердия и любви, которые должны быть выше обрядовых действий.
Александр Павлович Лопухин замечает: «Милость ставилась выше жертв даже в ветхозаветном законе, данном соответственно жестокосердию евреев. Тем более она должна ставиться выше жертв теперь, когда большее в сравнении с ветхозаветным законом наступило. Осуждение невинных со стороны фарисеев происходило не вследствие незнания ими Писания, но от недостатка сердечной любви».
Строки сегодняшнего евангельского чтения призывают нас задуматься о том, что можно усердно читать Священное Писание, знать его наизусть, но не понимать его истинного смысла. Нам же, дорогие братья и сестры, остается помнить, что добрые поступки, проявление милосердной и сострадательной любви и служение ближнему превыше всего.
Помогай нам в этом Господь!