10 марта. Литургия не совершается. Обсуждаем Евангелие от Луки за 9 марта
В этом выпуске:
Евангелие от Луки, глава 22, стихи 39–42, 45–71; глава 23, стих 1
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В преддверии Великого поста в Неделю о Страшном Суде в среду и пятницу литургия не совершается и не предусматривается евангельское чтение. Потому у нас есть возможность разобрать подробнее евангельский отрывок, который мы слышали за Божественной литургией вчера. Вспомним, дорогие братья и сестры, этот текст Евангелия от Луки.
22.39. И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
22.40. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
22.41. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,
22.42. говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.
22.45. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали
22.46. и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
22.47. Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
22.48. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?
22.49. Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
22.50. И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
22.51. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
22.52. Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?
22.53. Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
22.54. Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.
22.55. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.
22.56. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.
22.57. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.
22.58. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!
22.59. Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.
22.60. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.
22.61. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.
22.62. И, выйдя вон, горько заплакал.
22.63. Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;
22.64. и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?
22.65. И много иных хулений произносили против Него.
22.66. И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион
22.67. и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;
22.68. если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;
22.69. отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.
22.70. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.
22.71. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.
23.1. И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату.
(Лк. 22, 39–42, 45–71; 23, 1)
Первосвященники, боясь народного возмущения, просили Иуду осторожно указать на Спасителя. Иуда же умудрился выдать Спасителя так, чтобы власти могли схватить Его, когда с Ним не было толпы: для этого он привел посланцев синедриона поздним вечером в сад на Елеонской горе. Когда ученик встречал любимого равви, он клал правую руку на его левое плечо, а левую руку – на правое плечо и целовал его. В качестве предательского знака Иуда решил воспользовался этим обычаем, Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть (Лк. 22, 47).
Как отмечает Борис Ильич Гладков, «из последующего поведения Иуды и предложенного Ему Иисусом вопроса можно заключить, что он намеревался, отделившись от отряда, подойти к Иисусу с обычным приветствием, поцеловать Его, затем отойти к апостолам и тем скрыть свое предательство. Чтобы показать Иуде, что он не может скрыть своего предательства, Иисус сказал: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22, 48).
Тогда апостолы, подойдя ближе ко Спасителю, хотели заступиться за Него. И один из учеников, не дождавшись ответа, ударил раба первосвященника и отсек ему правое ухо. Но Господь остановил его, сказав: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его (Лк. 22, 51).
Рассуждая над последствиями этого действия, блаженный Феофилакт замечает, что первосвященники и их рабы перестали слышать истинный голос Божий, «ибо, если бы они слушали Моисея, не распяли бы Господа Славы. Иисус приставляет ухо; ибо великой силе Сына Божиего прилично исцелять непокорных и давать им ухо для слышания. Иисус совершает исцеление для того, чтобы сим видимым чудом над ухом показать Свое незлобие и, по крайней мере, навести их на мысль удержаться от бешенства».
После ареста Спаситель был доставлен в дом первосвященника. До самого утра Христос находился во дворе дома первосвященника, все это время подвергаясь оскорблениям и побоям. С наступлением же утра первосвященники, старейшины и книжники опять собрались для окончательного суда в помещении синедриона, куда повели и Иисуса, начав свой допрос со слов: Ты ли Христос? скажи нам (Лк. 22, 66–67).
Александр Павлович Лопухин пишет, что на вопрос синедриона «Христос отвечает, что Ему нет повода выступать с какими-либо заявлениями или вопросами. Если Он объявит Себя Мессией, они не поверят, а если Он спросит их, за что они Его задержали или почему не признают Его Мессией, то они, без сомнения, не захотят дать Ему отчет о причинах своего враждебного к Нему отношения».
Потому на их вопрос: Ты Сын Божий? (Лк. 22, 70), – Он замечает: вы говорите, что Я (Лк. 22, 70).
Признав Господа виновным, синедрион решил идти к Пилату и требовать утверждения и немедленного исполнения приговора.
Глубокий трагизм услышанных нами сегодня строк, дорогие братья и сестры, заключается в том, что Господь, проявляя любовь даже к причинившим Ему зло людям, не получил от них и доли сочувствия. Смирение и кротость Христа перед судьями и клеветниками дают каждому христианину пример противостояния злу в нашей жизни.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)