10 февраля. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам
В этом выпуске:
Евангелие от Марка, глава 11, стихи 23–26
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в среду, за богослужением читается Евангелие от Марка (Мк. 11, 23–26).
11.23. имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет.
11.24. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам.
11.25. И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
11.26. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
(Мк. 11, 23–26)
Слова данного евангельского отрывка Господь наш Иисус Христос произносит возле сухой смоковницы, которую Он проклял как не имеющую плода. И в этих словах Спаситель дает нам три наставления о молитве.
Во-первых, имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет (Мк. 11, 23).
Молиться надо с верой. Как указывает Александр Павлович Лопухин, «ученики при молитве о чем-нибудь должны верить, что они это получат. Можно сказать, что вера ставит молящегося в такое положение, когда он представляет себя уже получившим от Бога все, о чем он молится, чего желает».
Фраза о сдвигании гор была в то время типичным оборотом со значением «устранять трудности». В частности, ее употребляли для характеристики мудрых учителей. Хорошего учителя, который мог устранить трудности, возникшие в умах его учеников, называли сдвигающим горы.
Во-вторых, Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам (Мк. 11, 24). Молиться нужно в надежде и ожидании. Общеизвестно, что все, что делается в твердой надежде на успех, имеет во много раз больше шансов. У больного, который, обращаясь к врачу, не верит в действенность прописанного ему лекарства, меньше шансов на выздоровление, чем у того, кто уверен, что врач может вылечить его. Никогда нельзя молиться лишь формально, молитва не должна стать бессодержательным ритуалом.
В-третьих, еще одно наставление о молитве звучит так: И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11, 25–26).
Речь идет о молитве милосердия. Святитель Феофан Затворник пишет: «Кто не отпускает грехи другим? Праведник или тот, кто хочет казаться праведным? Последнему ничего не остается, как судить и произносить только приговоры и требовать казни виновным. Кто же чувствует себя грешным, тому до других нет дела. Не повернется у него язык осудить другого и потребовать от него удовлетворения, когда совесть самого непрестанно обличает и непрестанно грозит праведным судом Божиим».
Молитва ожесточенного человека не может проникнуть сквозь стену его вражды. Бог основывает все на любви, потому что Он и есть любовь. Если же человек кладет в основание своей жизни горечь и враждебность, то он воздвигает стену между собой и Богом. Чтобы получить ответ на свою молитву, такой человек должен вначале попросить Бога очистить его сердце от духа враждебности и вложить в него дух любви. Лишь после этого он может обращаться к Богу, и Бог может ответить ему.
Так, дорогие братья и сестры, Господь наш Иисус Христос раскрывает для нас с вами основные правила молитвы – это твердость веры, надежда и ожидание просимого, а также чистота сердца без доли осуждения и обиды на кого-либо. И только при исполнении этих Божественных правил наши слова будут всегда услышаны Богом.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)