9 января. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем
В этом выпуске:
Евангелие от Матфея, глава 12, стихи 15–21
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в субботу по Рождестве Христовом, за богослужением читается Евангелие от Матфея (Мф. 12, 15–21).
12.15. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
12.16. и запретил им объявлять о Нем,
12.17. да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
12.18. Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
12.19. не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его;
12.20. трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;
12.21. и на имя Его будут уповать народы.
(Мф. 12, 15–21)
Сегодня, в первую субботу по Рождестве Христовом, Святая Церковь обращает наше внимание, дорогие братья и сестры, на пророчество Исаии, потому как эти слова особенно характеризуют служение Христа, указывая, насколько смиренен и кроток наш Господь и какой победы будет исполнено Его служение.
И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем (Мф. 12, 15–16).
За Спасителем следовало множество народа не только из окрестных мест Галилеи, но и из Иудеи и Переи, находившейся на востоке от Иордана, и даже из языческих стран: Тира, Сидона и Идумеи. В этой толпе было много больных; все они хотели исцелиться, все нетерпеливо спешили подойти поближе к Спасителю, обратить на себя Его внимание или хотя бы просто прикоснуться к Нему.
Византийский богослов Евфимий Зигабен поясняет: «Смотри, как Он и заботится о больных, и врачует зависть иудеев, повелевая не объявлять о том, что Он исцелил. Слыша об этом, иудеи часто негодовали на Него. А так как Он дал это повеление по Своему долготерпению, желая лучше скрыть Свою славу, чем довести их до большего безумия, то евангелист приводит слова пророка, который некогда предсказал о таком Его долготерпении и незлобии».
В этой кротости и смирении Спасителя евангелист Матфей и видит исполнение пророчества Исаии о Возлюбленном Отроке или Рабе Божием и подтверждение слов пророка, изображающего характер ожидаемого Мессии (см. Ис. 42, 1–4).
Борис Ильич Гладков дает следующий комментарий: «Суд, в переводе с еврейского, означает правду; поэтому выражение возвестит народам суд может означать: возвестит всем народам, а не одним только евреям, правду о Боге, о назначении людей и о вечной жизни их в Царстве Небесном, то есть возвестит ту истину, которая теперь известна нам из Евангелия».
Господь пришел, чтобы принести народам справедливость, и показал нам, как мы должны вести себя по отношению к Богу и к людям. Спаситель не будет, подобно фарисеям, выступать со Своей проповедью на шумных улицах и городских площадях, Он не будет искать Себе славы, и потому не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его (Мф. 12, 19).
Александр Павлович Лопухин добавляет, что «в словах пророка о Мессии изображается кротость Спасителя, который, идя по широким улицам, не кричит и не производит шума».
Далее евангелист Матфей приводит такие слова пророчества: трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Мф. 12, 20).
Святитель Иоанн Златоуст толкует эти слова следующим образом: «... удобно было Христу переломить их всех (то есть врагов Своих) как трость, притом уже надломленную; удобно было Ему воспламенившийся гнев иудеев погасить, как лен курящийся; но Он не захотел этого и тем доказал Свою величайшую кротость».
Таким смиренным и кротким служением Спаситель достигнет того, что правда восторжествует, и на имя Его будут уповать народы (Мф. 12, 21). Приводя это пророчество, евангелист Матфей хочет показать иудеям, что ложными являются их представления о Мессии как о земном царе-завоевателе, который возвеличит иудейское царство и будет с внешним блеском и славой царствовать на престоле Давида.
Ветхозаветные пророки, напротив, возвещали о кротком и смиренном Мессии, Царство Которого будет не от мира сего, но Который тем не менее дарует спасение и язычникам, а также на имя Которого будут уповать все народы.
И действительно, дорогие братья и сестры, мы видим, что воплотившийся в мир Спаситель в Своем служении исполнил пророчество Исаии, подавая каждому из нас пример величайшего смирения и кротости. И сегодня наша радость о пришествии Спасителя в мир должна быть соразмерна Его подвигу. Прославляя чудеса и славу Христову, не будем забывать, что должны быть живым примером истинной веры для этого мира, призывая все народы уповать на Бога.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)