9 марта. Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет
В этом выпуске:
Евангелие от Луки, глава 22, стихи 39–42, 45–71; глава 23, 1.
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, во вторник, Святая Церковь совершает воспоминание первого и второго обретения честной главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, предлагая за богослужением евангельское чтение от Матфея (Мф. 11, 2–15), а также читается Евангелие дня (Лк. 22, 39–42, 45–71; 23, 1).
22.39. И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
22.40. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
22.41. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,
22.42. говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.
22.45. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали
22.46. и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
22.47. Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
22.48. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?
22.49. Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
22.50. И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
22.51. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
22.52. Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?
22.53. Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
22.54. Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.
22.55. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.
22.56. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.
22.57. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.
22.58. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!
22.59. Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.
22.60. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.
22.61. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.
22.62. И, выйдя вон, горько заплакал.
22.63. Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;
22.64. и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?
22.65. И много иных хулений произносили против Него.
22.66. И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион
22.67. и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;
22.68. если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;
22.69. отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.
22.70. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.
22.71. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.
23.1. И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату.
(Лк. 22, 39–42, 45–71; 23, 1)
После завершения трапезы Христос с учениками уходят на Елеонскую гору. У подножия этой горы находился Гефсиманский сад с плодоносящими масличными деревьями, почему гора также называлась Масличной. В пасхальную ночь передвижение разрешалось, но нельзя было покидать пределов так называемого Большого Иерусалима. Елеонская гора входила в эти пределы. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение (Лк. 22, 40).
Эти слова Господа имеют следующий смысл: ученики должны молиться не о том, чтобы избежать испытания, но о том, чтобы выстоять. Они должны просить Бога дать им силы пережить этот час, выдержать испытание, ставя при этом на первое место не собственную волю, но волю Божию.
Сам же Спаситель молился так: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42).
Блаженный Феофилакт поясняет: «Как Человек, Он желает пожить и молится о мимонесении чаши, ибо человек жизнелюбив. Итак, желание, чтоб чаша пронесена была мимо, принадлежит человеческому естеству, а вскоре за тем сказанные слова не Моя воля, но Твоя да будет показывают, что и мы должны подчиняться воле Божией и не уклоняться, хотя бы наша природа влекла и в противоположную сторону. Единый Христос, имея две природы, имел, без сомнения, и волю или желания каждого естества, Божественного и человеческого. Итак, человеческое естество сначала желало жить, ибо это ему свойственно, а потом, следуя Божественной воле, чтобы все люди спаслись, общей воле Отца, и Сына, и Святого Духа, решилось на страдание, и таким образом одно стало желание – спасительная смерть».
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, учат нас тому, что жизнь христианина немыслима без молитвы. Молитва наша должна быть постоянной и неотступной: в ней мы испрашиваем волю Божию, отвергая в себе то, что противится этой воле. Самое высшее духовное благо есть Царство Божие, его-то и должно просить у Бога прежде всего. И это будет сообразно с потребностью нашей души и с волей Божией.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)