8 марта. Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем
В этом выпуске:
Евангелие от Луки, глава 19, стихи 29–40; глава 22, стихи 7–39
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в понедельник, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 19, 29–40; 22, 7–39).
19.29. И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,
19.30. сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;
19.31. и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.
19.32. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.
19.33. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?
19.34. Они отвечали: он надобен Господу.
19.35. И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.
19.36. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
19.37. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
19.38. говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
19.39. И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
19.40. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
22.7. Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
22.8. и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
22.9. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
22.10. Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,
22.11. и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
22.12. И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
22.13. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.
22.14. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
22.15. и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
22.16. ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
22.17. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
22.18. ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
22.19. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
22.20. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
22.21. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;
22.22. впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.
22.23. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
22.24. Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
22.25. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
22.26. а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий.
22.27. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
22.28. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
22.29. и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
22.30. да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
22.31. И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
22.32. но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
22.33. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.
22.34. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
22.35. И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.
22.36. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
22.37. ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
22.38. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
22.39. И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
(Лк. 19, 29–40; 22, 7–39)
О споре учеников относительно первенства свидетельствует только евангелист Лука. Апостолы перешли к спору о первенстве вполне естественно, начав с обсуждения вопроса, кто может явиться предателем Господа: Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо́льшим (Лк. 22, 24). И это одно из самых трагических событий во всем Евангелии: ведь в этот момент Спасителю уже непосредственно грозило распятие.
Расположение мест на еврейском празднике было строго установлено. Стол представлял собой квадрат с одной свободной стороной. Во главе стола в центре сидел хозяин. По правую руку от него сидел самый важный гость, по левую руку – второй по важности, вторым по правую руку от хозяина сидел третий по важности гость, вторым по левую от него руку – четвертый, и так далее вокруг стола.
Ученики заспорили о том, где кто должен сидеть, потому что они еще не избавились от идеи земного царства. Господь же им прямо заявил, что нормы Его Царства в корне отличаются от мирских норм. Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий (Лк. 22, 25–26). Царь земной оценивается по власти, которой он обладает. Одним из самых типичных титулов восточного царя был Эвергет, что соответствует греческому «благодетель». Этим титулом отмечались особые заслуги правителей перед государством.
Приводя этот пример, Господь указывает на то, что и самого спора о первенстве между апостолами не должно быть. Искать возвышения над другими свойственно царям-язычникам, а апостолы должны стараться только услужить друг другу. Ведь миру в первую очередь нужно служение.
Господь в пример самоуничижения указывает на Самого Себя как на обыкновенного раба, служащего за столом: Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий (Лк. 22, 27). Конечно, это выражение только символ самоуничижения Христа по отношению к людям.
Блаженный Феофилакт пишет, что Господь укрощает смятение учеников двумя примерами: «Во-первых, примером язычников, которых они считали скверными, объявляя, что если они будут так думать, то подобны будут язычникам. Во-вторых, Собственным Своим примером, ибо, объяснив, что Он служит им, Он этим приводит их к смиренномудрию. Именно в то время Он, как сказано, разделил им хлеб и чашу. Если Я, Которому поклоняется вся ангельская и разумная тварь, служу посреди вас, то вы как осмеливаетесь думать о себе много и спорить о первенстве? Мне кажется, что Он упомянул об этом возлежании и служении не мимоходом, но чтоб напомнить им, что если вы ели от одного хлеба и пили от одной чаши, то одна трапеза делает вас друзьями и единомысленными».
Но вы пребыли со Мною в напастях Моих (Лк. 22, 28), – говорит Господь, не отрицая, что апостолы имеют действительные заслуги. Но эти заслуги состоят только в том, что они переносили вместе со Христом различные испытания, которым Он подвергался во время Своего смиренного служения человечеству. А потому и добавляет, что все стойко стоявшие с Ним до конца будут вместе с Ним в Царствии Божием: и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых (Лк. 22, 29–30).
Преподобный Антоний Великий замечает: «Кто с покорностью участвует в страданиях Господа Христа, тот будет участвовать и в покое Его. Кто терпит труды, поношение, обиды и презрение, тот прославится».
Таким образом, Спаситель со Своей стороны в награду за верность завещает Царство или господство, как предназначено и Ему Отцом Небесным.
И поскольку Господь предсказал ученикам в будущем высокую честь, то, чтобы они не возгордились, говорит: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу (Лк. 22, 31).
Александр Павлович Лопухин поясняет: «Подобно тому как диавол некогда искушал Иова (Иов. 1–2), он просил разрешения у Бога преследовать разными испытаниями и апостолов, чтобы поколебать их верность Христу. Действие сатаны в этом случае Христос уподобляет действию земледельца, который просеивает посредством решета пшеницу, чтобы отделить ее от плевел».
Господь, прежде всего, молился о Петре, о чем ему и сообщает: но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя (Лк. 22, 32). Петру при его горячем, подвижном характере, более чем другим апостолам, грозила опасность падения, а потому Спаситель особенно молился о нем. При этом Господь объявляет Петру и утешение: он хотя на время и отступит от Христа, но потом обратится снова к Нему и станет даже утверждать в вере других братьев своих: и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк. 22, 32).
Слова Спасителя, которые мы, дорогие братья и сестры, слышим в сегодняшнем евангельском отрывке, просвещают всех нас Божественным светом и указывают путь ко спасению посредством служения своим ближним. Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы послужить делу спасения человечества.
Так и истинные ученики, последователи Христовы, должны в первую очередь служить людям. Такое служение является лучшей проповедью и заключается в проявлении любви и сострадания к ближним, совершении дел милосердия и оказании помощи!
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)