7 января. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец
В этом выпуске:
Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 1–12
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Позвольте поздравить вас с праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день Святая Церковь предлагает для нашего назидания Евангелие от Матфея (Мф. 2, 1–12).
2.1. Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2.2. где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
2.3. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
2.4. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
2.5. Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
2.6. и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
2.7. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
2.8. и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
2.9. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
2.10. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
2.11. и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
2.12. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
(Мф. 2, 1–12)
Господь наш Иисус Христос родился в Вифлееме, маленьком городке в 8 километрах к югу от Иерусалима. Название Вифлеем означает «дом хлеба», сам же город располагался в плодородной сельской местности, что вполне оправдывало его название.
Когда Спаситель родился, с востока на поклонение Ему пришли волхвы, ученые люди, обладавшие большими знаниями и судившие о будущем по звездам. По сведениям блаженного Августина и Иоанна Златоуста, волхвов насчитывалось двенадцать, но, вероятно, от тройственности даров их число свелось к трем, а Бéда Достопочтенный дал им имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар, указав на их царское происхождение.
Изучение звездного неба было одним из главных занятий персидских мудрецов. Господь и призвал их к поклонению родившемуся Спасителю мира через явление необыкновенной звезды. На Востоке в это время было широко распространено убеждение, что на земле должен явиться Владыка мира, Которому подобает поклонение от всех народов. Поэтому, придя в Иерусалим, волхвы так уверенно спрашивают: где родившийся Царь Иудейский? (Мф. 2, 2).
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христовом, не обращали на это особенного внимания, то Господь внушил варварам прийти из отдаленной страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев, и уже те от персов узнают то, чему не хотели научиться у пророков».
Эти слова вызвали тревогу у Ирода Великого, так как его права на иудейский престол были шаткими, по причине того, что он не являлся чистокровным иудеем, и, будучи тираном, вызвал ненависть своих подданных к себе. Поэтому он решил уничтожить своего новорожденного, как он думал, соперника, и, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? (Мф. 2, 4).
Книжники тотчас же указали ему на Вифлеем Иудейский. После этого Ирод призвал к себе волхвов, чтобы допросить их о времени явления звезды, а затем отправил их в Вифлеем с тем, чтобы они, вернувшись, рассказали все, что узнают о Новорожденном.
Когда волхвы отправились в Вифлееем, то звезда, которую они увидели на востоке, шла перед ними, указывая верный путь, пока не остановилась над тем местом, где находился новорожденный Богомладенец. Они же, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2, 11).
Золото для царя, ладан для священника и смирна для того, кто должен отдать Свою жизнь ради жизни мира, – вот дары мудрых волхвов. Уже у Его колыбели было предсказано, что Иисус Христос будет подлинным Царем, истинным Первосвященником и в конечном счете величайшим Спасителем людей.
Взамен даров, которые волхвы принесли Господу, они получили несравненно большие дары от Самого Христа: они исполнились Его правдой и приобщились Его вечной жизни.
Творец предлагает нам принять величайший из всех даров: Свою Божественную любовь и полноту жизни. Постараемся же и мы, дорогие братья и сестры, приносить Господу нашу благую волю к добру и помнить, что только во Христе мы становимся способными обрести надежду, побеждающую страх, достичь святости и бессмертия.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)