7 марта. Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
В этом выпуске:
Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 31–46
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, за богослужением читается Евангелие от Матфея (Мф. 25, 31–46).
25.31. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
25.32. и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
25.33. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
25.34. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
25.35. ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
25.36. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
25.37. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
25.38. когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
25.39. когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
25.40. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
25.41. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
25.42. ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
25.43. был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
25.44. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
25.45. Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
25.46. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.
(Мф. 25, 31–46)
Повествование о Страшном Суде Господь начинает с уподобления Своего Второго Пришествия торжественным выходам земных царей «во славе своей». Господь явится как Царь и Судия вселенной. Сопровождать Его будут «все святые Ангелы», а встречать – все люди, как живые, так и воскрешенные из мертвых: все, когда-либо жившие на земле. Когда же придет Христос во славе Своей как Царь Небесный, то отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Мф. 25, 32–33).
Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Овцы символизируют праведников, так как они служат образом невинности и простоты, а козлы – осуждаемых, так как они служат образом недобрых нравственных качеств и от них нет никакого плода из тех, что приносят овцы: ни шерсти, ни молока, ни ягнят. Овцы будут поставлены по правую сторону, так как она всегда считалась почетной и назначалась самым близким людям, а козлы – по левую, менее почетную сторону, означающую в данном случае место осуждаемых».
Удостоившиеся благословения Бога Отца христиане в Новом Завете часто называются наследниками обещанных благ как истинные чада Божии, которым принадлежат блага, уготованные Богом людям. Потому и скажет Царь Небесный: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Как видно из этой картины Страшного Суда, праведники наследуют Царство Небесное за дела любви и милосердия к ближним, потому что только дела доказывают истинную веру и благочестие христианина.
Византийский богослов XII века Евфимий Зигабен поясняет: «Обрати внимание на то, что здесь говорит об одной только любви к ближним, и по ней одной праведным присуждает награду, а грешникам – наказание. Говорит, по преимуществу, о важнейшей добродетели христианина, устрашая нас таким образом и убеждая, чтобы мы, люди, были человеколюбивы, так как будем нуждаться в то время в Его человеколюбии. Перечисляет различные виды человеколюбия, чтобы, если возможно, мы исполнили все, а если нет, то, по крайней мере, те, какие можем».
Лишенным же даров благословения Господь скажет: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Огонь здесь изображает высшую степень мучения. Сам образ заимствован от огня долины Енномовой к юго-западу от Иерусалима, где совершались во время уклонения евреев в идолопоклонство жертвоприношения Молоху и куда потом свозились нечистоты и трупы казненных. Для очищения этого места там постоянно горел огонь, почему оно и получило прозвание геенны огненной и стало служить образом вечного мучения грешников.
И сколь бесконечными будут мучения грешников, добровольно отвергнувших Божию любовь, столь же вечным и нескончаемым будет блаженство праведников, начало которого наступает еще в земной жизни.
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, раскрывают перед нами следующую истину: Богу важны не накопленное нами состояние или приобретенная слава, но доброе отношение к нуждам ближнего и оказанная нами помощь, то есть дела любви и милосердия без всякой надежды на воздаяние. Только так мы учимся любить, не ища своего, но устремляясь к любви Христовой.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)