6 февраля. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом
В этом выпуске:
Евангелие от Луки, глава 16, стихи 10–15
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в субботу, за богослужением читаются два евангельских отрывка от Луки. Памяти святой блаженной матери Ксении Петербургской посвящается 24-е зачало (Лк. 6, 17–23), а также рядовое зачало (Лк. 16, 10–15).
16.10. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
16.11. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
16.12. И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
16.13. Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
16.14. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
16.15. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.
(Лк. 16, 10–15)
В строках сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, звучит мысль о необходимости благоразумного употребления богатства. Закончив рассказ притчи о неправедном домоправителе, Спаситель приводит следующие слова: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10).
Блаженный Феофилакт поясняет: «Малым называет земное богатство, так как оно поистине мало, даже ничтожно, поскольку скоропреходящее, а многим называет богатство Небесное, так как оно всегда пребывает. Поэтому кто оказался неверным в этом земном богатстве и данное на общую пользу братьев присвоил себе, тот не будет достоин и того многого, но будет отвергнут как неверный».
Таким образом, верный в малом, то есть справедливо распоряжавшийся вверенным ему имением в этом мире, верен и во многом, то есть достоин истинного богатства и в будущем веке. А потому Христос добавляет: если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? (Лк. 16, 11).
Среди апостолов и множества народа присутствовали и мытари, к которым и обращался Христос. Если они не могли распорядиться земным богатством как должно, на пользу души, то как могли заслужить, чтобы им доверено было богатство духовное, богатство благодатных даров?
Александр Павлович Лопухин отмечает, что мытари «несомненно, имели в своих руках большие богатства и не всегда были верны в их употреблении: нередко они, собирая подати и пошлины, брали и себе часть из собранного. Вот Господь и научает их, чтобы они оставили эту привычку. К чему собирать им богатство? Оно неправедное, чужое, к нему и нужно относиться как к чужому. У вас есть возможность получить истинное, то есть вполне ценное богатство, которое для вас должно быть особенно дорого, как вполне подходящее к вашему положению учеников Христа. Но кто вверит вам это высшее богатство, это идеальное, подлинное благо, если вы оказались не в состоянии управиться как должно с низшим? Можете ли вы удостоиться тех благ, какие Христос дарует истинным Своим последователям в имеющем открыться славном Царстве Божием?»
От верности в употреблении земного богатства Христос переходит к вопросу об исключительном служении Богу, которое несовместимо со служением маммоне. Маммоной у сирийцев назывался идол обогащения, а евреи под этим словом подразумевали просто богатство. Таким образом, тот, кто намерен служить одновременно и Богу, и маммоне, подобен желающему угодить сразу двум господам, имеющим разные до противоположности характеры и предъявляющим разные до противоположности требования; и в этом случае одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Лк. 16, 13).
Борис Ильич Гладков пишет: «Как сердце не может раздвоиться, так не можете служить Богу и маммоне (богатству): станете усердствовать в накоплении земных богатств, и за этим занятием, поглощающим все ваше внимание, будете не радеть о Боге, то есть о подготовлении себе входа в Царство Небесное, а если стремление к накоплению богатств обратится в вас в страсть, то вы возненавидите все, что препятствует вашему любостяжанию».
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, напоминают нам о подлинных ценностях нашей жизни. Именно об этом говорит Господь наш Иисус Христос, предостерегая от служения материальным ценностям – маммоне. Не человек должен служить богатству, а богатство должно служить человеку. Тот же, кто делает вид, что заботится о нуждающихся, не помогая им, обкрадывает сам себя. Ведь служение Богу выражается в служении ближнему. Используя земные богатства для творения добра, мы собираем себе сокровища небесные, которые выше и ценнее сокровищ земных.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)