28 января. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых
В этом выпуске:
Евангелие от Марка, глава 9, стихи 10–16
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в четверг, за богослужением читается Евангелие от Марка (Мк. 9, 10–16).
9.10. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.
9.11. И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?
9.12. Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.
9.13. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.
9.14. Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.
9.15. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.
9.16. Он спросил книжников: о чем спорите с ними?
(Мк. 9, 10–16)
После Преображения Господь запретил апостолам рассказывать кому бы то ни было об увиденном, пока Он не воскреснет из мертвых. Спаситель понимал, что ученики все еще были обуреваемы идеей о сильном и властном Мессии. Если бы они стали рассказывать о случившемся на вершине горы, о том, как явилась слава Божия, как явились Моисей и Илия, то это совпало бы со всеобщим ожиданием земного царя.
Распятие же должно было показать им, в чем заключается истинное служение Христа, и когда после воскресения они убедятся, что Иисус действительно был Мессией, лишь тогда они смогут рассказать о славных событиях, произошедших на вершине горы.
Апостолы же, не понимая значения слов Христа, спрашивали друг друга: что значит: воскреснуть из мертвых (Мк. 9, 10). Это недоумение они относили исключительно к Самому Иисусу Христу, Который как Мессия не мог, по их понятиям, умереть, а если не мог умереть, то как же Он воскреснет из мертвых? Таким образом, они все еще не хотели верить, что Он может умереть. Недоумевая, они спросили Господа: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? (Мк. 9, 11).
Александр Павлович Лопухин отмечает: «Мысль, заключающаяся в вопросе учеников, такова. Книжники, которые немало говорили о признаках пришествия Мессии, останавливали внимание своих слушателей на пророчестве Малахии, по которому пред пришествием Мессии должен явиться Илия пророк и приготовить евреев к принятию Мессии (Мал. 4, 5, 6). Теперь ученики видели уже Илию – он пришел с неба и, значит, непременно приготовит евреев к принятию Христа, когда Христос соблаговолит открыть Себя миру. К чему же Христу еще страдать и умирать? Кто же поднимет на Него руку, если Илия подготовит всех к вере во Христа?»
В предании раввинов говорилось, что Илия придет на три дня раньше Мессии. В первый день он будет стоять на вершинах Израиля, оплакивая горе и запустение земли. А потом голосом, который будет слышан от одного края земли до другого, закричит: «Мир нисходит на землю!» На второй день он закричит: «Благо нисходит на землю!» А на третий день он закричит: «Христос снисходит на землю!»
Чтобы покончить с недоразумением, в каком пребывали ученики, Христос говорит: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену (Мк. 9, 12).
Таким образом, Илии надлежало явиться в мир и исправить неверие иудеев того времени, восстановить в душах людей первоначально добрые и чистые чувства, без чего дело Мессии не могло бы быть успешным, поскольку не нашло бы благоприятной почвы в сердцах людей, окаменевших в продолжительной порочной жизни.
Далее Господь добавляет: Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем (Мк. 9, 13).
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «То есть Илия уже пришел в лице Иоанна Крестителя, который был обличен от Бога силой Илииной и духом, подобным ему, но его не узнали, ввергли в темницу и умертвили. И как не узнали Илию и умертвили его, так не узнают и Мессию и так же умертвят Его».
Слова Спасителя перевернули все представления и мысли учеников. Они ждали внезапного вторжения Бога в историю и сокрушительной победы Неба, которую они считали одновременно победой Израиля. Их заблуждения мешали им видеть откровение Божией истины. Господь хотел, чтобы они осознали, что Мессию ждет один конец – распятие. Спаситель готовил учеников к тому, чтобы сердца их стали способны принимать Божественное откровение.
Весь смысл нашей жизни, дорогие братья и сестры, заключается в том, чтобы наши сердца и слово Христово соединились в благодатном единстве. Только слыша и принимая слово Божие в нашей жизни, исполняем мы свое предназначение – быть чадами Божиими, любящими и знающими любовь Божию и истину.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)