27 января. Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
В этом выпуске:
Евангелие от Марка, глава 8, стихи 30–34
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в день отдания праздника Богоявления, Святая Церковь воспоминает память равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, предлагая для назидания отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 25, 1–13) и рядовое чтение от Марка (Мк. 8, 30–34).
8.30. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.
8.31. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
8.32. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
8.33. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
8.34. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
(Мк. 8, 30–34)
Из Вифсаиды Господь направился со Своими учениками в пределы Кесарии Филипповой. Время земной жизни Господа приближалось к концу, поэтому Господь в беседах с апостолами старался приучить их к мысли, что Мессия – это не земной царь, который поможет иудеям поработить все народы мира, а Царь, Царство Которого не от мира сего, Который Сам пострадает за этот мир: И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мк. 8,31).
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Господь возвещает ученикам о страданиях, ожидающих Его в Иерусалиме, чтобы приготовить их к мысли о земной судьбе Мессии, опровергнуть также чувственные представления иудеев о Мессии и посвятить учеников в великую тайну Своего искупительного подвига».
Уже глубоко преданный Господу, но не освободившийся от иудейских представлений о Мессии как о земном царе, Петр не мог вынести этого откровения своего Учителя и, не решаясь при всех противоречить Ему, отозвав Его, начал прекословить Ему (Мк. 8, 32). Но Господь явно почувствовал, что Петр пытается отговорить Его от предстоящих страданий, чтобы привести человеческое в природе Христа к колебанию перед подвигом искупления человеческого рода. А потому воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мк. 8, 33).
Господь подразумевает, что Петр думает не о том, что угодно Богу, что Бог определил относительно страданий и смерти Христа, но о том, что выгодно иудеям: будто Мессия – могущественный царь-завоеватель.
Человеку свойственно беречь свою жизнь, избегать страданий и стремиться к благополучию, к жизненным удовольствиям и наслаждениям. Но не таков путь Христа и Его истинных последователей. Господь говорит: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34).
Рассуждая о том, что значит «отвергнуться себя», святитель Тихон Задонский пишет: «Сделаться иным, чем прежде был, не по естеству, но по внутреннему состоянию: сребролюбцу отречься от сребролюбия, славолюбцу от славолюбия, блуднику и прелюбодею от нечистой похоти, гневливому и злобному от гнева и злобы, гордому от гордости, немилостивому от жестокосердия своего, словом, злонравному от злонравия своего отречься. Так естество то же будет, но нрав иной будет. Что Бог создал, то же будет, но что человек сам сделал, то переменится; и так человек будет иной; и иной по нраву, но тот же по естеству. Итак, будь и ты не тот, что прежде был. Перемени себя, и не тот будешь. Не ищи славы, чести, богатства и сласти мира сего; не гневайся и не мсти, когда поносят и обижают тебя; не любуйся, не услаждайся, не утешайся и не превозносись, когда хвалят тебя; не жалей и не ропщи о похищенном имении твоем, и прочее, – и не тот будешь. И это и есть: "отвергнутъся себя". Тогда пойдешь тесным путем и понесешь крест свой, и будешь последовать Христу».
Господь пришел в этот мир ради одного – открыть каждому человеку Царство Божие, которое начинает зарождаться внутри христианина, преображая, меняя внутреннее наше состояние, вводя нас в вечное общение с Богом. Но для того, чтобы это Царство Христово стало частью нашей человеческой природы, мы должны совершить переворот всей нашей жизни – отказаться от своеволия ради всеблагой воли Божией.
Притеснения, насмешки и даже опасность земной жизни не могут послужить поводом для христианина оставить свой крест на пути следования за Господом. А ведь это путь внутренней аскезы, лишения и страдания. Нельзя оказаться человеку рядом со Христом прославленным, воскресшим, не сораспинаясь Ему, не умертвляя в своей душе всякий грех. Только любовь к Богу придает силы нести свой крест, только крестоношение умножает любовь к Богу.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)