27 февраля. И сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила
В этом выпуске:
Евангелие от Луки, глава 20, стихи 45–47, глава 21, стихи 1–4
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в субботу, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 20, 45–47; 21, 1–4).
20.45. И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:
20.46. остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,
20.47. которые поедают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.
21.1. Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;
21.2. увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,
21.3. и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;
21.4. ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.
(Лк. 20, 45–47; 21, 1–4)
В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, евангелист Лука передает нам слова Спасителя, предостерегающие Его учеников от образа жизни книжников и фарисеев, а также приведенный Им пример жертвенности вдовы, которую Христос увидел возле сокровищницы Иерусалимского храма. Но обо всем по порядку.
Вокруг Христа собирается большое множество людей, которые со вниманием и услаждением слушают слова Божественного Учителя. И Господь, найдя подходящее время, опять предает осуждению образ жизни книжников и фарисеев, наставляя людей не подражать в этом элите иудейского общества: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах (Лк. 20, 46).
Священномученик Григорий Шлиссельбургский пишет: «Господь предостерегает от книжников, бывших учителями закона, и изрекает книжникам "тягчайшее осуждение". За что? За длинные одежды? За первое место в синагогах? За первые места на пиршествах? Конечно, не за это само по себе, а за лицемерие. Их внешность не соответствовала внутреннему, в них все было показным, даже молитва. Значит, длинная одежда, председание в синагогах, предлежание на пиршествах осуждаются как показатели лицемерного тщеславия».
И действительно, многое учители закона делали напоказ, привлекая к себе излишнее внимание. Они любили ходить в длинных одеждах, полы которых волочились по земле: в такой одежде человек не мог ни торопиться, ни работать – в ней ходили люди важные, но праздные.
Книжники любили, чтобы люди приветствовали их всюду, проявляя уважение и почтение. Сам титул «равви» означает «учитель мой» – такое обращение льстило их тщеславию. Книжники также любили сидеть в синагоге впереди всех. На пирах они любили возлежать на самых почетных местах: положения табели о рангах строго соблюдались на пирах в древности. Первое место было по правую руку от хозяина дома, второе – по левую. Далее нумерация шла с левой стороны от хозяина вокруг стола. Важность человека в обществе легко можно было определить по занимаемому месту.
Обличая книжников, Господь говорит о том, что они поедают до́мы вдов (Лк. 20, 47). Историк Иосиф Флавий, сам фарисей по происхождению, рассказывая об эпохе интриг в иудейской истории, говорит, что «фарисеи были высокого мнения о своем отличном знании закона предков и убеждали людей в том, что их (фарисеев) высоко ценит Бог».
Книжники убеждали людей, что не может быть более высокого обязательства и привилегии, чем обеспечить равви комфортабельную жизнь. Таким образом разные религиозные шарлатаны обманывали простых людей и бедных женщин.
И вот одну из таких бедных женщин, вдову, положившую в сокровищницу две лепты, замечает Христос. Лепта, по-гречески «лептон», в буквальном смысле означает «тонкая». Это была самая мелкая монета в 1/124 динария, и все же Господь сказал, что пожертвование вдовы было больше всех прочих, потому что другие опустили то, что им было легко отдать, ведь у них еще много оставалось, а вдова опустила в ящик все, что у нее было.
Александр Павлович Лопухин отмечает: «Господь, имея в виду мнимое благочестие книжников – людей зажиточных, – о котором Он только что говорил, не преминул указать Своим ученикам на пример вдовы, которая отдала все, что имела, и которая поэтому своим пожертвованием возвысилась над богатыми, клавшими много больше, но все же жертвовавшими только самую малую часть своего достояния».
Слова Спасителя, осуждающие благочестие напоказ и возвышающие пример искренней жертвы бедной женщины, звучат сегодня и для нас с вами, дорогие братья и сестры. Не должно думать, что только те, что кажутся в наших глазах праведными, действительно имеют святость в глазах Божиих. Не тот свят, кто живет для людей, а тот, кто всего себя посвящает Богу, невзирая ни на кого.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)