25 января. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой
В этом выпуске:
Евангелие от Марка, глава 8, стихи 11–21
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в понедельник, за богослужением читается Евангелие от Марка (Мк. 8, 11–21).
8.11. Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.
8.12. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.
8.13. И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.
8.14. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.
8.15. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.
8.16. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.
8.17. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?
8.18. Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?
8.19. Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.
8.20. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь.
8.21. И сказал им: как же не разумеете?
(Мк. 8, 11–21)
После чудесного насыщения четырех тысяч человек семью хлебами Господь тотчас отправляется в Далмануфу, селение, находившееся возле Магдалы на западном берегу Галилейского озера.
Как отмечает святитель Иоанн Златоуст, «ни одно из знамений не побудило людей следовать за Ним так, как чудо о хлебах, причем они хотели не только идти за Ним, но и сделать Его царем. Поэтому, чтобы избежать подозрения в мятеже, Он после совершения этого чуда удаляется. И чтобы за Ним не последовали, удаляется не пешим ходом, а на лодке».
Но как только Господь прибыл в далмануфские пределы и вышел на берег, к Нему тотчас же приступили фарисеи. Имея точные сведения обо всех совершенных Господом чудесах, они тем не менее начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его (Мк. 8, 11).
Они просили показать им какое-либо чудесное явление, которое могло бы быть и для них, и для всех остальных людей ясным доказательством Его Божественного достоинства как Мессии.
Борис Ильич Гладков отмечает: «Требование это объяснялось как бы желанием их уверовать в Иисуса, если Сам Бог знамением с неба подтвердит им, что Иисус – действительно Мессия. На самом же деле они лицемерили: они уверены были, что Иисус, ради удовлетворения их любопытства, не даст и теперь им никакого знамения с неба, как не давал и прежде, а это, по их мнению, даст им повод разглашать в народе, что Иисус, не могущий дать знамения с неба, не может быть признан Мессией; а потому они и настаивали на своей просьбе».
Понимая все лукавство фарисеев, не желающих замечать явных знамений, указывающих на Его мессианское достоинство, Господь говорит: не дастся роду сему знамение (Мк. 8, 12).
Не желая дольше оставаться с ними, Спаситель, только что вышедший из лодки, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.
Неожиданность отъезда на другую сторону озера лишила апостолов возможности сделать запас хлеба на предстоящее плавание, и они отчалили от берега, имея с собой всего лишь один хлеб. Это беспокоило их. А Господь, сев в лодку, скорбел об ожесточении сердец фарисеев. Желая предостеречь Своих учеников от лицемерия, Он наставляет их: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой (Мк. 8, 15).
Священномученик Григорий Шлиссельбургский поясняет, что этими словами Господь предостерегает: «Берегитесь закваски фарисейской, то есть берегитесь жизненного лукавства». А Александр Павлович Лопухин указывает на «сходство в нравственных воззрениях Ирода Антипы, человека, всецело преданного чувственности, с саддукеями, которые также более всего ценили материальные блага жизни».
Апостолы же решили, что этими словами Господь упрекает их за то, что они упустили возможность достать хлеба. Тогда Господь действительно упрекнул их за недостаток веры, за непонятливость и забывчивость, напомнив о дважды свершившемся чуде насыщения нескольких тысяч человек несколькими хлебами. Только после этого апостолы поняли, что Господь предупреждает их от учения фарисеев и саддукеев.
Так, дорогие братья и сестры, Господь наставляет и нас на путь истинности понимания веры и закона Божиего. Мы не можем следовать только внешним аспектам религиозной практики, не обращая внимания на окружающих нас людей, их потребности и нужды. Очень важно не просто исполнять предписания, а еще и иметь благоговейное сердце по отношению к Богу и каждому человеку, исполняя заповедь Божию о любви к ближним, творя дела любви и милосердия и усердно трудясь во спасение души.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)