25 февраля. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец
В этом выпуске:
Евангелие от Марка, глава 13, стихи 31–37, глава 14, стихи 1–2
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в четверг, Святая Церковь воспоминает память святителя Алексия, митрополита Московского, и чествует Иверский образ Пресвятой Богородицы, предлагая за богослужением особые евангельские зачала. Также за богослужением читается рядовое Евангелие от Марка (Мк. 13, 31–37; 14, 1–2).
13.31. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
13.32. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
13.33. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
13.34. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
13.35. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
13.36. чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
13.37. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.
14.1. Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
14.2. но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
(Мк. 13, 31–37; 14, 1–2)
Данный евангельский отрывок, дорогие братья и сестры, передает нам слова Спасителя о Его Втором Пришествии в мир. Эти слова есть не что иное, как призыв быть всегда готовыми ко встрече со Христом: Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (Мк. 13, 33).
Господь, пророчествуя о Своем Втором пришествии, произносит слова, которые для многих богословов были не понятны или стали соблазном, как, впрочем, и поныне смущающие многих. Эти слова находятся в начале сегодняшнего отрывка: О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк. 13, 32). Неужели Спаситель, будучи Богочеловеком, не знает времени Своего Второго Пришествия на землю?
Святитель Амвросий Медиоланский в 5-й книге «О вере» (глава 6), не находя возможности сопоставить это выражение с понятием о Божественности Христа, полагал, что это выражение вставлено в текст Евангелия от Марка арианами, чтобы показать православным, что Христос – не Бог. Но такое предположение нельзя принять уже потому, что отцы Церкви, боровшиеся с арианами, несомненно, обличили бы их в этом искажении евангельского текста.
Другие отцы Церкви, такие как святители Григорий Богослов, Афанасий Великий и Кирилл Александрийский, не прибегая к таким опасным предположениям, старались объяснить это загадочное выражение тем, что Христос приписывал Себе «незнание» по Своей человеческой природе. Но с этим толкованием нельзя согласиться, потому что его авторы разделяют единую Богочеловеческую природу Христа, тогда как по оросу IV Вселенского Собора мы исповедуем «Христа, Сына, Господа, Единородного, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого».
Попытку объяснить эти слова Христа мы находим и у Бориса Ильича Гладкова, который пишет: «Если предположить, что день и час кончины нашего земного мира, а следовательно, и начала Страшного Суда, еще не назначены и что назначение их зависит от воли Отца Небесного, то тогда станет понятным, что о дне... том, или часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец, от воли Которого зависит назначение их. День и час еще не назначены Отцом, а потому не знает их никто, даже Сын».
Но и на это мнение стоит возразить, поскольку оно противоречит общехристианскому учению, по которому Бог обладает таким свойством, как всеведение.
В своем труде «Эсхатологическая беседа Христа Спасителя» профессор Московской духовной академии, протоиерей Сергей Саввинский, следуя мнению святителя Иоанна Златоуста, блаженных Иеронима, Августина, Феофилакта и других церковных писателей, понимает это незнание Сыном дня и часа Второго Пришествия Своего не как «слабость неведения, а как воспитательное средство мудрого педагога». По словам указанных выше отцов Церкви, Сын знает, но не имеет поручения, как посланный Отцом Мессия, открывать людям время конца мира.
Хотя слова Христа о Его Втором Пришествии были сказаны апостолам, Господь обратил их ко всем Его последователям: А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13, 37).
Блаженный Феофилакт отмечает: «Итак, мы должны бодрствовать и молиться, исполнять и то, и другое, ибо многие хотя бодрствуют, но проводят ночи (не в молитве, а) в худых делах. Заметь и то, что Христос теперь не сказал: Я не знаю, когда наступит время кончины, но "не знаете", ибо ради нашей пользы скрыл это время. Если мы и при неизвестности кончины враждуем друг против друга, то чего не сделали бы, если бы знали время кончины? Тогда все время жизни до смерти мы проводили бы в крайне худых делах, а в последний день, изъявляя раскаяние, впали бы еще в худшее состояние».
Таким образом, дорогие братья и сестры, Христос сегодняшними словами научает каждого из нас быть на страже своей жизни, не ища ответы на вопросы, которые Сам Бог положил в Своих владениях, и главное: пребывать в духовном бодрствовании.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)