3 февраля. Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих
В этом выпуске:
Евангелие от Марка, глава 10, стихи 11–16
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в среду, за богослужением читается Евангелие от Марка (Мк. 10, 11–16).
10.11. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
10.12. и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
10.13. Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
10.14. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
10.15. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
10.16. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.
(Мк. 10, 11–16)
Господь наш Иисус Христос, отвечая на вопрос фарисеев о возможности расторжения брака, указывает на богоустановленность и неразрывность брачных уз. Как мы отмечали в прошлой программе, жестокосердие и гордость разрушают саму основу брака, которой является любовь. Идеал отношений между супругами раскрывается в смирении друг перед другом и в стремлении понять другого человека. Но для тех, кто не желает уступать, пребывая в состоянии гордости, и не стремится сохранить брак, Спаситель произносит следующие слова: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк. 10, 11–12).
Апологет, то есть философ, защищавший христианство, Афинагор Афинский, живший во II веке, рассуждая о словах Христа, пишет: «Не усердие в рассуждениях, но пример и прилежание в делах обнаруживают наше подлинное существо. Потому возможно оставаться либо таким, каким был рожден, либо один раз вступить в брак. Ибо повторный брак – прелюбодеяние, хотя и под благовидным предлогом».
По всей видимости, во время беседы Христа с фарисеями вокруг стали собираться люди, в том числе женщины с детьми.
Женщины никогда не упускали возможности поднести своих детей под благословение известных раввинов, особенно старались это сделать в годовщину рождения ребенка. Так и в этот раз матери начали приносить своих младенцев ко Христу.
Вера народа была настолько велика, что одно возложение Господом рук принималось как благословение для детей. Спаситель вместе с учениками направлялся в Иерусалим на праздник пасхи, который должен был стать для Него последним в земной жизни, и ученики, стараясь уберечь Учителя, не допускали приносящих. Увидев это, Господь вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие (Мк. 10, 14).
Не отвергая младенцев, но с удовольствием принимая их, Господь научает смиренномудрию и тому, что Царствие Божие необходимо принять в свое сердце с таким же чистым, невинным и непорочным расположением духа, какое бывает у малых, нравственно не испорченных детей.
Как отмечает Блаженный Феофилакт, «учит Он и "словом", говоря, что таковых есть Царствие Небесное, кои имеют расположение детское. Дитя не превозносится, никого не унижает, незлобиво, бесхитростно, ни в счастье не надмевается, ни в скорби не уничижается, но всегда совершенно просто. Поэтому кто живет смиренно и незлобиво, и кто принимает Царствие Божие как дитя, то есть без коварства и любопытства, но с верой, тот приятен пред Богом».
Любовь Свою к детям Господь объясняет указанием на достоинства их, и эти достоинства ставит примером для подражания всем, желающим войти в Царствие Небесное, говоря: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Мк. 10, 15).
Преподобный Иустин (Попович) говорил: «Спаситель благословил детей и молился Богу о них, ибо жизнь – слишком серьезная и скорбная тайна, чтобы дети могли без Бога войти в нее и жить ею. Ученики запрещали приводить детей к Господу Иисусу не по гневу или по ненависти, но по желанию, чтобы они не мешали Господу при проповеди Евангелия и Царства Небесного. В ответ на это Спаситель дает Своим ученикам новое богочеловеческое благовестие: дети самим тем, что они дети, обладают Царствием Небесным в незлобивых душеньках своих. Во взрослых сладострастие сделало свое: вытеснило или вытесняет все небесное, Божественное, бесстрастное; уменьшает Божественную истину в человеке, и небесную правду, и небесную любовь, через которую Небо и царствует среди ангелов и среди людей».
Кто не принимает проповеди о грядущем Царстве с детской доверчивостью, кто не верует всем сердцем во Христа, тот не может войти в Царство Божие. Как дети полностью доверяют родителям, так и мы, дорогие братья и сестры, должны доверять Господу, преклоняясь перед Его величием, сохраняя способность повиноваться Ему, прощать и просить оставления грехов, с благодарностью и смирением, принимая Его бесценную любовь.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)