18 января. Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня
В этом выпуске:
Евангелие от Луки, глава 3, стихи 1–18
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Позвольте поздравить вас с крещенским Сочельником. В этот день за Божественной литургией святителя Василия Великого читается Евангелие от Луки (Лк. 3, 1–18).
3.1. В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
3.2. при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
3.3. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
3.4. как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
3.5. всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
3.6. и узрит всякая плоть спасение Божие.
3.7. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
3.8. Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
3.9. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
3.10. И спрашивал его народ: что же нам делать?
3.11. Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
3.12. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
3.13. Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
3.14. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
3.15. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, –
3.16. Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
3.17. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
3.18. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.
(Лк. 3, 1–18)
Начиная свое повествование о выходе Иоанна Крестителя на проповедь, евангелист Лука указывает, что в то время Палестина входила в состав Римской империи и управляли ею тетрархи, или четверовластники, именем императора Тиверия, сына и преемника Октавиана Августа, при котором родился Христос.
В Иудее вместо Архелая управлял римский прокуратор Понтий Пилат; в Галилее – Ирод Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме; другой его сын, Филипп, управлял Итуреей – страной, расположенной на востоке от Иордана, и Трахонитидой, расположенной на северо-востоке от Иордана; в четвертой области, Авилинее, примыкавшей с северо-востока к Галилее, при подножии Антиливанских гор, управлял Лисаний.
В это время, в пятнадцатый год правления Тиверия, то есть в 779 году от основания Рима, Иоанну, сыну Захарии и Елисаветы, исполнилось уже тридцать лет. В это время Иоанн вышел из своей пустыни по особому внушению свыше и проходил по всей окрестной стране Иорданской. Он призывал всех людей к покаянию, готовя их к вступлению в Царствие Божие.
Обличая пришедший к нему народ, Иоанн говорит: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Лк. 3, 7).
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Иоанн обличает их надменность, их уверенность в собственной справедливости и внушает им, что надежда их на происхождение от Авраама не принесет им никакой пользы, если они не сотворят плодов, достойных покаяния, ибо всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3, 9), как ни на что не годное. Истинные чада Авраама не те, которые происходят от него по плоти, но те, которые будут жить в духе его веры и преданности Богу».
Очень важно отметить, что Иоанн не требует, чтобы крестящиеся сразу стали совершенными, ведь в одночасье это невозможно: он требует только доказательств искренности покаяния, дабы люди могли с чистым сердцем встретить идущего за ним Христа.
Достойно же подготовиться к этой встрече можно, лишь воздерживаясь от всякого зла, а также творя дела любви и милосердия, которые являются достойными плодами покаяния.
Как мы видим, дорогие братья и сестры, вера и покаяние невозможны и немыслимы без сострадания. И, научаемые сегодня словами евангельского чтения, со смирением и любовью будем участвовать, по своим силам, в жизни каждого человека, просящего нашей помощи.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)