18 февраля. Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела
В этом выпуске:
Евангелие от Марка, глава 12, стихи 38–44
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в четверг, за богослужением читается Евангелие от Марка (Мк. 12, 38–44).
12.38. И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,
12.39. сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, –
12.40. сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
12.41. И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
12.42. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
12.43. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
12.44. ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.
(Мк. 12, 38–44)
В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, евангелист Марк передает нам слова Спасителя, предостерегающие Его учеников от образа жизни книжников и фарисеев, а также приведенный им пример жертвенности вдовы, которую Христос увидел возле сокровищницы Иерусалимского храма. Но обо всем по порядку.
Вокруг Христа собирается множество людей, которые со вниманием и усладой слушают слова Божественного Учителя. И Господь, найдя подходящее время, опять предает осуждению образ жизни книжников и фарисеев, наставляя людей не подражать в этом элите иудейского общества: Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах (Мк. 12, 38–39).
Священномученик Григорий Шлиссельбургский пишет: «Господь предостерегает от книжников, бывших учителями закона, и изрекает книжникам "тягчайшее осуждение". За что? За длинные одежды? За первое место в синагогах? За первые места на пиршествах? Конечно, не за это само по себе, а за лицемерие. Их внешность не соответствовала внутреннему [...] в них все было показным [...] даже молитва. Значит, длинная одежда, председание в синагогах, предлежание на пиршествах осуждаются как показатели лицемерного тщеславия».
И действительно, многое учители закона делали напоказ, привлекая к себе излишнее внимание. Они любили ходить в длинных одеждах, полы которых волочились по земле: в такой одежде человек не мог ни торопиться, ни работать – в ней ходили люди важные, но праздные.
Книжники любили, чтобы люди приветствовали их всюду, проявляя уважение и почтение. Сам титул «равви» означает «учитель мой» – такое обращение льстило их тщеславию. Книжники также любили сидеть в синагоге впереди всех. На пирах они любили возлежать на самых почетных местах: в древности положения о рангах строго соблюдались на пирах. Первое место было по правую руку от хозяина дома, второе – по левую. Далее нумерация шла с левой стороны от хозяина вокруг стола. Важность человека в обществе легко можно было определить по занимаемому месту.
Сии, поядающие домы вдов (Мк. 12, 40) – такое обвинение произносит Христос в отношении книжников. Историк Иосиф Флавий, сам фарисей по происхождению, рассказывая об эпохе интриг в иудейской истории, говорит, что «фарисеи были высокого мнения о своем отличном знании закона предков и убеждали людей в том, что их (фарисеев) высоко ценит Бог».
Книжники убеждали людей, что не может быть более высокого обязательства и привилегии, чем обеспечить равви комфортабельную жизнь. Таким образом, разные религиозные шарлатаны обманывали простых людей и бедных женщин.
И вот одну из таких бедных женщин замечает Христос в храме: Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант (Мк. 12, 42). Лепта, по-гречески «лептон», в буквальном смысле означает «тонкая». Это была самая мелкая монета – 1/124 динария, и все же Господь сказал, что пожертвование вдовы было больше всех прочих, потому что другие опустили то, что им было легко отдать, ведь у них еще много оставалось, а вдова опустила в ящик все, что у нее было.
Александр Павлович Лопухин замечает: «Господь, имея в виду мнимое благочестие книжников – людей зажиточных, – о котором Он только что говорил, не преминул указать Своим ученикам на пример вдовы, которая отдала все, что имела, и которая поэтому своим пожертвованием возвысилась над богатыми, клавшими много больше, но все же жертвовавшими только самую малую часть своего достояния».
Слова Спасителя, осуждающие благочестие напоказ и возвышающие пример искренней жертвы бедной женщины, звучат сегодня и для нас с вами, дорогие братья и сестры. Не должно думать, что только те, что кажутся в наших глазах праведными, действительно имеют святость в глаза Божиих. Не тот свят, кто живет для людей, а тот, кто всего себя посвящает Богу, невзирая ни на кого.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)