16 февраля. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых
В этом выпуске:
Евангелие от Марка, глава 12, стихи 18–27
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, во вторник, в день памяти святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, предлагается отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 2, 25–38), а также за богослужением читается рядовое Евангелие от Марка (Мк. 12, 18–27).
12.18. Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
12.19. Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
12.20. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
12.21. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
12.22. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
12.23. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою?
12.24. Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
12.25. Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
12.26. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
12.27. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
(Мк. 12, 18–27)
Саддукеи не признавали воскресения мертвых. Они представляли элиту иудейского священства и были отнюдь не либералами в вопросах религии; напротив, это были консерваторы как в богословии, так и в политике.
Учение о воскресении казалось им опасной новой ересью. По их мнению, на этот счет ничего не было сказано в Пятикнижии Моисеевом, которое они считали наиболее авторитетным. Также они считали, что теория о воскресении, приверженцами которой, к примеру, были фарисеи, взята из сомнительных, по их мнению, книг (таких, как Книга пророка Даниила).
Да и с политической точки зрения вера в воскресение казалась им опасной. Большую популярность это учение обрело в пору восстаний, во II веке до Р.Х.: мученикам обещалось вечное блаженство, хотя и не сразу после кончины, а в конце мировой истории, при всеобщем воскресении, когда они обретут новые тела.
Это вселяло в повстанцев отвагу, так как смерть уже была не так страшна. Но те, кто стоял у власти или боялcя за свое богатство, предпочитали, чтобы людям не забивали этим голову.
Иосиф Флавий сообщает, что саддукеи также не признавали существования ангелов, духов, посмертного воздаяния, считая все это новомодными верованиями, не имевшими поддержки в Писании. Они также считали, что человек обладает полной свободой воли, потому что не верили во вмешательство Бога в человеческую историю и жизнь.
Вся проповедь Иисуса Христа противоречила учениям саддукеев, и они решили подорвать доверие учеников к Спасителю, придумав, как им казалось, неопровержимый довод против воскресения, ведь если люди восстанут из мертвых, чьей женой будет семикратная вдова?
Господь, отвечая саддукеям, показывает им их невежество: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах (Мк. 12, 24–25).
Преподобный Иустин (Попович) замечает: «Они хотят применить законы огреховленной телесности к воскресшим человеческим существам после Страшного Суда. Спаситель им говорит о духовности и бесстрастности воскресших тел; в них будут господствовать законы ангельской жизни. Во Христе Иисусе нет ни мужеского пола, ни женского (см. Гал. 3, 28), ибо в Нем совершается некоторое богочеловеческое единство, которое на самом деле есть всеединство: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28)».
Нередко в сознании людей возникает путаница: под воскресением начинают понимать «жизнь после смерти», на «небесах», где души людей пребывают в радостном окружении ангелов. И слова будут, как Ангелы на небесах (Мк. 12, 25) воспринимают как обещание, что после смерти души попадают на небеса и уподобляются ангелам.
Однако такой смысл не вкладывается Господом ни в этот текст, ни в другие Его высказывания о воскресении. Речь идет о реальной телесной жизни. А утверждение, что воскресшие из мертвых будут, как Ангелы на небесах (Мк. 12, 25), вовсе не означает, что они станут во всем похожи на ангелов, включая отсутствие тела.
Сходство воскресших людей с ангелами затрагивает только один аспект: исчезнет необходимость иметь потомство и продолжать род, в чем и был смысл установления, согласно которому брат брал в жены вдову.
Также мы не знаем и о характере взаимоотношений людей по воскресении мертвых, как указывает на это священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский, говоря: «[…] мы ничего не можем знать об этом Царстве, кроме открытого в Божественном слове, и все человеческие представления о нем, переносимые с земных явлений, конечно, безосновательны, а смелое навязывание Царству вечности узко ограниченных и превратных представлений просто кощунственно».
Христос берет пример из авторитетного, в глазах саддукеев, Пятикнижия, в котором повествуется о том, как Бог, обращаясь к Моисею из горящего куста, называет Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова. Этим Он открыл, что ветхозаветные патриархи не могут быть мертвы и не могут навеки исчезнуть из Божьего мира, как не исчезнет и ни один праведный, верующий в воскресение мертвых.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)