15 февраля. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром
В этом выпуске:
Евангелие от Луки, глава 2, стихи 22–40.
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в день праздника Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 2, 22–40).
2.22. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
2.23. как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
2.24. и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
2.25. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
2.26. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
2.27. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
2.28. он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
2.29. ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
2.30. ибо видели очи мои спасение Твое,
2.31. которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
2.32. свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
2.33. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
2.34. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –
2.35. и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.
2.36. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
2.37. вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
2.38. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
2.39. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
2.40. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
(Лк. 2, 22–40)
В данном евангельском отрывке евангелист Лука описывает два древних обряда. Первый обряд – освящение первенца: как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу (Лк. 2, 23).
В 13-й главе во втором стихе Книги Исход мы читаем повеление Божие: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, потому что Мои они.
Каждый перворожденный мужского пола как среди детей, так и среди животных был посвящен Богу. Этот закон указывал на милосердие Бога как источника жизни. В Книге Чисел (глава 18, стихи 15–16) поясняется, что первенец из людей должен быть выкуплен. В законе установлено, что за сумму в пять сиклей серебра (приблизительно 72 с небольшим граммов серебра) родители могли выкупить у Бога своего сына. Деньги эти уплачивались священникам, но не раньше, чем на тридцать первый день после рождения.
Второй обряд – очищения, когда женщина приходила в храм, чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2, 24).
Женщина, родившая младенца мужского пола, считалась нечистой семь дней и еще тридцать три дня не могла ходить в храм и участвовать в общественном богослужении. По истечении этого срока она должна была принести в храм агнца для жертвы всесожжения и молодого голубя для жертвы за грех.
Это была довольно дорогостоящая жертва, и поэтому в законе было записано, что если женщина не может купить агнца, то она может принести в жертву вместо него второго голубя. Принесение в жертву двух голубиных птенцов вместо ягненка называлось «жертвоприношением бедных». Именно такую жертву принесла Дева Мария.
Задавались ли вы, дорогие братья и сестры, вопросом о времени принесения Господа в храм? Произошло это до или после поклонения волхвов?
Александр Павлович Лопухин указывает: «Несомненно – до поклонения. За такое предположение говорят следующие соображения. Бегство святого семейства в Египет следовало непосредственно за поклонением волхвов, как это ясно видно из 13–14 стихов 2-й главы Евангелия от Матфея. Отсюда можно заключить, что святое семейство никак не могло сходить в Иерусалим после прибытия волхвов».
На это указывает и отсутствие денег для принесения в жертву положенного агнца, а как нам известно, после посещения волхвов у Святого семейства были весьма богатые приношения. Но на тот момент семья пребывала в бедности, что указывает нам на то, что Спаситель родился в обычной семье, в доме без роскоши, когда нужно было считаться с каждой копейкой, когда семья знала, как трудно зарабатывать на жизнь.
Господь, дорогие братья и сестры, как никто, знает трудности человеческой жизни, и когда мы испытываем нужду, Он готов прийти на встречу с нами. Главное – не терять надежду.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)