14 января. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве
В этом выпуске:
Евангелие от Луки, стихи 20–21, 40–52
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В этот день Святая Церковь чествует святителя Василия Великого, предлагая в память о святом для нашего назидание отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 6, 17–23). Но наше внимание сегодня мы обратим к событию обрезания Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, о котором мы читаем во второй главе Евангелия от Луки (Лк. 2, 20–21, 40–52).
2.20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то́, что слышали и видели, как им сказано было.
2.21. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
2.40. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
2.41. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
2.42. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
2.43. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
2.44. но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
2.45. и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
2.46. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
2.47. все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
2.48. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
2.49. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что́ принадлежит Отцу Моему?
2.50. Но они не поняли сказанных Им слов.
2.51. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
2.52. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
(Лк. 2, 20–21, 40–52)
Удивительно, что первыми весть о рождении Спасителя в мир получили пастухи. Ортодоксальные иудеи презирали пастухов, так как они не могли совершать все детальные установления закона. Но именно им, простым людям полей, была первым послана весть Божия.
Хотя Господь и осуждал непомерную ношу различных предписаний закона, о которых так пеклись фарисеи и законники, Он пришел в этот мир исполнить закон, тот закон, который Сам дал людям для спасения.
Одной из таких древнейших норм закона было повеление праотцу Аврааму, и через него всему еврейском народу, совершать обрéзание, как символ завета между Богом и Его избранным народом: Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола… и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным» (Быт. 17, 12–13).
Так и в восьмой день после рождения в мир Господь наш Иисус Христос был принесен к священнику для совершения над ним ветхозаветного чина, или таинства обрéзания «крайней плоти».
Как говорил святитель Димитрий Ростовский, «в обрéзании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека, в обрéзании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».
Господь пришел установить Новый Закон, но вместе с тем Ему необходимо было исполнить и Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения начинает исполнять закон посредством священнодействия, к которому Его приносят Пречистая Дева Богородица и Иосиф Обручник. Таким образом, Законодавец первый подчиняется закону.
Чин обрéзания был не единственным обрядом, совершаемым на восьмой день после рождения ребенка. В этот день также нарекали имя. Именно поэтому мы читаем в Евангелии: дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк. 2, 21).
Имя Иисус – греческая форма еврейского имени Иешуа, что является сокращением от имени Иехошуа, состоящего из корней слов «Иехова» – огласовки священной тетраграммы «Яхве», имени Бога, явленного пророку Моисею на горе Синай, и «шу́а», что в переводе означает «спасение».
Это имя было весьма распространено среди иудеев. Чаще всего детей называли так в память ученика пророка Моисея и завоевателя земли Израильской Иисуса Навина. И в этом случае имя переводили как «Бог спасение его». Но после того как нам была явлена тайна Боговоплощения, перевод имени Христа стал более понятен – «Бог Спаситель».
И как отмечает митрополит Вениамин (Федченков), «дело Господа Иисуса Христа – в одном имени: Спаситель. Иисус – имя Ему. Как это и отрадно, и важно, и понятно».
В эти дни, дорогие братья и сестры, нам вновь открывается вся полнота Божественной любви. Спаситель со дней Своего младенчества начинает претерпевать боль телесную, а затем и боль сердечную о каждом из нас, исполняя закон от начала дней Своего рождения до момента Крестной смерти. Нам же остается лишь с чувством благодарности принимать эту любовь, сохраняя ее в своем сердце и делясь ею с людьми вокруг нас.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)