14 марта. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше
В этом выпуске:
Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 14–21
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в Прощеное воскресенье, за богослужением читается Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 14–21.
6.14. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
6.15. а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
6.16. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6.17. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
6.18. чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
6.19. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
6.20. но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
6.21. ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
(Мф. 6, 14–21)
Сегодня, в Прощеное воскресенье, за богослужением читается Евангелие от Матфея.
Царство Божие есть царство мира и смирения, царство единодушия и любви. Вот почему Спаситель, преподав образец молитвы, еще раз настойчиво указывает, что прощение наших грехов зависит от нас самих, что суд Божий над нами – в нашей же власти: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Спасение твое в твоих руках, в твоей власти, человек. Будешь прощать другим обиды, погрешности, и тебе прощены будут твои грехи, и ты, со своими частыми прошениями у Бога, не отойдешь никогда от Него бедным, и будешь сподобляться от Него великих и богатых милостей. Ты простишь не многие грехи ближнему, сравнительно с твоими грехами перед Богом, а тебе Бог простит бесчисленные прегрешения».
Научая нас нелицемерному посту, Христос заповедал: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися (Мф. 6, 16).
Какими бы высокими ни были иудейские идеалы о посте, их осуществление на практике было совсем иным. Во времена Христа, особенно фарисеи, постились демонстративно: посыпали голову пеплом, отпускали щетину, не расчесывали длинные спутанные волосы. Но Господь говорит, что все это – лишь лицедейство; то, что совершается втайне между человеком и Богом, не нужно выставлять на всеобщее обозрение. Итак, во время поста следует приводить себя в порядок, как обычно (в том числе используя благовония), но при этом обращать свой взор к Богу, который все видит.
Борис Ильич Гладков пишет: «Фарисеи того времени особенно старались казаться постящимися. Евреи имели обыкновение часто совершать омовения тела и мазать голову маслом; это необходимо было в жарком климате Палестины. Фарисеи же в дни поста не умывались, не чесали волос и не мазали их маслом, надевали старые одежды и посыпали головы пеплом; так поступали они для того, чтобы необычным внешним видом своим обратить на себя внимание людей и обмануть их. Они не столько постились, сколько казались постящимися; обманутый ими народ хвалил их за такое мнимое благочестие, и они этим вполне удовлетворялись, так как только для этого и лицемерили».
Своих учеников Спаситель призывает к иному: поститься не с унылыми, а с добрыми лицами, чтобы не возникало ни у кого желание сказать постящемуся: «Если в твоем сердце живет Христос, скажи об этом своему лицу». Именно поэтому Христос говорит: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф. 6, 17).
Византийский богослов XII века Евфимий Зигабен поясняет: «Так как у древних было знаком радости помазать голову маслом и водой умыть лицо, то Он убеждает выражать свое довольство во время поста знаком радости, чтобы и от людей скрыться, и облегчить тяжесть поста радостью».
Господь поучает: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Этими словами Он заканчивает рассуждение о различии между двумя видами богатств: земными и небесными. Не стоит думать, что Господь хочет сказать: «Не беспокойтесь о земной жизни, но радейте только о жизни вечной». Как позже напишет апостол Павел к Фессалоникийцам: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (Фес. 3, 10).
Уповая на милость Божию, мы должны сами трудиться для того, чтобы обеспечивать себя необходимым, но при этом не определять собирание материальных ценностей как приоритет своей жизни. Истинные сокровища христианина там, где Господь, а Он на небесах; значит, и сокровище наше должно быть там же.
Итак, дорогие братья и сестры, приложим к сердцу учение нашего Спасителя, предложенное нам в сегодняшнем евангельском чтении касательно прощения обид, богоугодного поста, отрешения сердца нашего от земных сокровищ и любви к благам небесным. Чтобы с чистым сердцем, идя по пути Великого поста, с молитвой и покаянием приготовиться ко встрече праздника Светлого Христова Воскресения!
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко),насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры