12 февраля. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного
В этом выпуске:
Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 14–19
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в день памяти трех вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, за Божественной литургией читается Евангелие от Матфея (Мф. 5, 14–19).
5.14. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
5.15. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
5.16. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
5.17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
5.18. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
5.19. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
(Мф. 5, 14–19)
Сегодняшний евангельский отрывок, дорогие братья и сестры, является продолжением Нагорной проповеди нашего Спасителя.
После того как Господь излагает заповеди блаженств, он обращается к Своим слушателям, говоря: Вы – свет мира (Мф. 5, 14). Это поистине удивительные слова. В них содержится не повеление, не увещевание или указание к действиям. В них Христос возлагает огромную ответственность на Своих последователей. В Евангелии от Иоанна Иисус говорил: Доколе Я в мире, Я свет миру (Ин. 9, 5). Но Он знал, что придет время, когда Его предадут, распнут, Он воскреснет и вознесется от этого мира к Небесному Отцу. И единственное, что Он оставит этому миру, – свет Его любви, Божественное благовестие.
В Символе веры мы читаем, что Сын Божий есть «Свет от Света». Это не значит, что Он отражает Божественный Свет наподобие того, как зеркало отражает солнечные лучи. Это больше соответствует образу двух равнозначных свечей, когда от одной загорается огнем другая свеча – их пламя одинаково. Подобный огонь – Свет от Бога Отца – Христос принес на землю; принес, чтобы воспламенить сердца людей истинной, совершенной любовью к Богу и ближним.
Святитель Хроматий Аквилейский указывает, что Господь именует апостолов «светом мира, потому что они, освещенные Им Самим, истинным и вечным светом, сами стали светом во тьме. Ибо если Он Сам – Солнце Правды, то не без основания и Своих учеников называет светом мира, потому что через них, словно через некие сверкающие лучи, Он излил свет Своего учения на весь мир, а они изгнали из людских сердец тьму заблуждения, явив свет истины».
Главным городом для каждого иудея был Иерусалим – город, расположенный на холме. А потому, когда Господь сказал, что не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5, 14), каждый слушающий понимал, о каком городе говорит Иисус.
В дни земного служения Спасителя среди иудейского народа жило чаяние освобождения от римского ига и мечта о превосходстве израильского народа над всем миром. И Христос возносит Иерусалим, но не как столицу всего мира, а как духовный маяк. Некогда Господь избрал еврейский народ хранителем веры в Единого Истинного Бога. Теперь Иерусалим станет местом, которое не сможет укрыться под слоем веков, потому что от него, как от маяка, будет исходить благовестие всему миру. Но удивительно, что начнется оно не с вершины горы Сион, а из пещеры Воскресения.
Слова Иисуса Христа звучали весьма необычно для Его слушателей. Он понимал, что сторонники традиционных иудейских школ – книжники и фарисеи – непременно воспользуются случаем, чтобы обвинить нового проповедника из Галилеи в ереси или богохульстве. Потому Господь безоговорочно утверждает: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5, 17).
Стоит отметить, что в иудейской традиции слово «закон» имело четыре значения. Во-первых, так обозначались десять заповедей. Во-вторых, законом именовали Пятикнижие Моисея (первые пять книг Ветхого Завета). В-третьих, у иудеев существовало выражение «закон и пророки», что означало все Писание. И, наконец, это слово означало устный закон и закон книжников.
В Иисусе исполняется всякое пророческое слово о Мессии, Он наполняет ветхозаветный закон новым светом как Бог и исполняет его как совершенный Человек. Господь вновь является примером для каждого, кто решится войти в Его Небесное Царство.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Как Исполнителю Закона и Пророков, Спасителю (по человечеству Спасителя) являются из духовного мира Моисей – представитель Закона, и Илия – представитель пророков, и утешают Его в предстоящих страданиях. Так и ты, человек, старайся быть исполнителем Закона и Пророков, и тебе явятся деятельными помощниками святые Божии».
На каждого из нас, дорогие братья и сестры, Бог возлагает особую миссию – быть светом Его истины и правды в этом мире. Мы не можем скрывать ту любовь, которую даровал нам наш Спаситель, не имеем права закрывать сосудами нашего безразличия великие милости Божии. Сам Христос является для нас прекрасным и безупречным примером горения Небесным Светом, которым нам предстоит освещать весь суетный мрак этого мира. Ведь именно к нам обращены слова: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)