11 февраля. И говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
В этом выпуске:
Евангелие от Марка, глава 11, стихи 27–33
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в четверг, за богослужением читаются два евангельских зачала: за пятницу предлагается отрывок из Евангелия от Марка (Мк. 12, 1–12), а также рядовое чтение дня того же евангелиста (Мк. 11, 27–33).
11.27. Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
11.28. и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
11.29. Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
11.30. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
11.31. Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, – то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
11.32. а сказать: от человеков – боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
11.33. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
(Мк. 11, 27–33)
Среди святых дворов Иерусалимского храма стояли две знаменитые крытые аркады. Одна располагалась на восточной, другая – на южной стороне двора язычников. На восточной стороне двора был притвор Соломонов: величественная аркада, образованная коринфскими колоннами высотой более десяти метров.
На южной стороне двора находилась еще более величественная аркада – Царский портик, образованный четырьмя рядами белых мраморных колон диаметром два метра и высотой десять метров; всего было сто шестьдесят две колонны. Такие аркады укрывали от солнца, ветра и дождя, поэтому были весьма удобны для общих собраний учителей и учеников. Вот в этих аркадах в храме и учил Господь наш Иисус Христос.
И вот к Нему подошла группа избранных первосвященников и знатоков права, то есть книжников. Подошли, чтобы задать вопрос: Какою властью Ты это делаешь, и кто Тебе дал власть делать это? (Мк. 11, 28). Этот вопрос был напрямую связан с изгнанием Иисусом Христом привычных и даже официально признанных торговцев из храма Господня.
Первосвященники и книжники надеялись поставить Спасителя перед дилеммой: если Он скажет, что поступает так Своею властью, они смогут взять Его как одержимого манией величия. А если скажет, что властью Божией, арестуют за богохульство, сославшись на то, что Бог никогда не дал бы кому-либо власти нарушать покой и чинить беспорядок во дворах Его дома.
Для того чтобы они могли получить ответ на заданный ими вопрос, Господь предлагает им ответить на Свой: Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? (Мк. 11, 30).
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Вопрос о крещении Иоанна был в то же время вопросом об его пророческом достоинстве и о Божественном его послании. Иоанн свидетельствовал об Иисусе как о Мессии, Сыне Божием, взявшем на себя земные грехи мира. Признать его посланником Божиим – это значило признать Иисуса Мессией, и тогда сам собой разрешался вопрос, какой властью Иисус творит то, что раздражало иудеев».
Таким образом, первосвященники и книжники были поставлены в очевидное затруднение. Народ чтил Иоанна как пророка, и они боялись, что люди побьют их камнями, если они решатся сказать, что Иоанн не пророк. Признать же открыто Иоанна Крестителя пророком означало принять и его свидетельство об Иисусе как о Сыне Божием. И они не решились дать определенного ответа, сказав: не знаем (Мк. 11, 33).
Как отмечает Евфимий Зигабен, «им нужно было сказать, что крещение было от Бога, и что Иоанн был послан Богом; но избегая обличения, чтобы не показаться неверующими Ему, они скрывали истину. Поэтому Христос говорит: "И Я не скажу вам того, что вы желаете знать, не потому, что скрываю истину, как вы, но потому, что считаю вас недостойными ответа, так как вы поступаете коварно"».
Вся эта история является яркой иллюстрацией того, что происходит с людьми, которые отказываются видеть правду. Они вынуждены изворачиваться и обманывать и в конце концов сами попадают в безвыходное положение. Тот, кто не признает истины, будет все глубже погрязать в безнадежном положении.
Так, дорогие братья и сестры, Господь учит и нас с вами не лукавить в своей жизни, а держаться истины и правды Божией, дабы не попадать в неловкие ситуации подобно первосвященникам и книжникам. Ведь их собственное лукавство и желание обесчестить Иисуса привели к тому, что они сами выставили себя пред множеством народа не в лучшем свете. Опозорившись таким образом, они потеряли уважение людей.
Мы же постараемся каждое свое слово и дело творить с осторожностью, дабы не опозорить ни себя, ни Церковь. Но самое важное – правдиво отвечать на поставленные перед нами вопросы. Пусть лучше мы окажемся смущенными, нежели в числе тех, кто скрывает истину. Ведь именно истину мы с вами призваны нести в этот мир.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)