6 марта. Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий
В этом выпуске:
Евангелие от Луки, глава 21, стихи 8–9, 25–27 и 33–36
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в день Вселенской мясопустной родительской субботы, за богослужением мы слышим два евангельских чтения: заупокойное – Евангелие от Иоанна (Ин. 5, 24–30) и дневное Евангелие от Луки (Лк. 21, 8–9, 25–27, 33–36).
21.8. Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
21.9. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
21.25. И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
21.26. люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,
21.27. и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
21.33. небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
21.34. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,
21.35. ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;
21.36. итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
(Лк. 21, 8–9, 25–27, 33–36)
Второе Пришествие Спасителя будет предварено особыми знамениями, о которых и повествует евангелист Лука в строках сегодняшнего евангельского чтения. Господь никогда не называет конкретного времени Своего Второго Пришествия, но указывает на признаки, которые должны быть нам понятны.
Предупреждая Своих учеников, Спаситель говорит: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их (Лк. 21, 8). В этих словах Спаситель указал на лжемессий – людей, которые провозгласили себя освободителями еврейского народа.
Это произошло в 60-е годы, когда страну терзали восстания против римской власти. Различные партии зелотов, то есть ревнителей иудейской веры, захватывали власть в Иерусалиме и Иудее, а их предводители, для утверждения своего авторитета, провозглашали себя мессиями.
Необходимо отметить, что иудеи делили время на два века: век нынешний, плохой и порочный, который уже невозможно исправить, а только разрушить; и век грядущий – золотой век Божий и господства Израиля. Но между этими двумя веками по представлениям иудеев должен был настать День Господа – день страшной кары.
Концепция Дня Господня была одной из главных в религиозном веровании иудеев во времена Иисуса Христа; всем были знакомы эти страшные картины. Характерные особенности этого времени отражены в следующих словах Христа: И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются (Лк. 21, 25–26). В эти дни люди будут жить беспечно, не думая о спасении души.
Борис Ильич Гладков поясняет: «Люди будут есть, пить, жениться и выходить замуж, не подозревая, что близок конец; и как во дни Ноя не думали о предстоявшей всем гибели, пока Ной не вошел в ковчег и потоп не истребил всех, так будет и в Пришествие Сына Человеческого: многие будут жить, нисколько не думая, что настает час дать ответ перед Богом за прожитую жизнь».
Не случайно Господь говорит: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого (Лк. 21, 34–36).
Этими словами Спаситель напоминает о необходимости постоянного бодрствования: мы всегда должны быть на страже и жить под сенью вечности, готовя себя к тому, чтобы в любое время предстать перед Богом. Бодрствование предполагает наше внимание к миру и людям, которых сотворил Бог.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Господь желает, чтобы мы не спали духовно, не были беспечны, но были бы внимательны к признакам времен и были всегда готовы к сретению Его, ведя добродетельную жизнь».
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, еще раз напоминают нам о том, что всей Своей земной проповедью Господь говорил о Своем приближающемся Царствии, призывая каждого из нас к Себе. Будем же помнить, что только постоянное бодрствование и духовное бдение делают возможным христианину умереть для греха, постепенно восходя от силы в силу на поприще делания евангельских добродетелей, а значит, приближая себя к вхождению в Царствие Божие уже в земной жизни.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)