5 февраля. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
В этом выпуске:
Евангелие от Марка, глава 10, стихи 23–32
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу, за богослужением читается Евангелие от Марка (Мк. 10, 23–32).
10.23. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
10.24. Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
10.25. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
10.26. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
10.27. Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.
10.28. И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
10.29. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради Меня и Евангелия,
10.30. и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
10.31. Многие же будут первые последними, и последние первыми.
10.32. Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним:
(Мк. 10, 23–32)
Осуждает ли Господь богатство? И всякий ли человек, оставляющий семью, детей и свой дом по религиозным воззрениям, наследует вечную жизнь? Такие вопросы ставит перед нами, дорогие братья и сестры, сегодняшнее евангельское чтение.
В иудейской традиции богатство человека определяло его праведность. Считалось, что чем богаче человек, тем праведнее он в глазах Божиих, тем больше Бог благословляет такого человека земными благами. Поэтому неудивительно, что ученики были поражены словами Господа о том, что трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! (Мк. 10, 23).
Спаситель пытался донести до слушающих следующую мысль: не само богатство, но стремление удержать лишь для себя имеющиеся блага привязывает интересы, мысли и чувства человека к земному, что не позволяет следовать за вечным.
Епископ Михаил (Лузин) поясняет: «Не само в себе богатство опасно, но в том случае, если человек на него надеется, если все упование счастья своего заключает в нем, если привязан, если любит его более всего».
Апостолы спрашивают: кто же может спастись? (Мк. 10, 26). Если богатство человека не признак благословения Божия и богатые люди не будут наследниками Царства Божиего, то кто тогда сможет войти в Него? На это Спаситель отвечает: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу (Мк. 10, 27).
Если человек стремится к вечной жизни в Царстве Божием, то Господь укажет путь и способы достижения заветной цели. Но без Божественного вмешательства, своими усилиями ни один человек не сможет достичь Царства Божиего. Ведь, как пишет архиепископ Аверкий (Таушев), «милующая и спасающая благодать Божия сильна сделать и то, чего не может сделать человек одними своими собственными силами».
После того как богатый юноша отошел от Христа, отвергнув призыв следовать за Господом, апостол Петр замечает: вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мк. 10, 28).
Действительно, апостолы были людьми разных профессий и достатка. Кто-то был беден, кто-то, наоборот, богат; но все они оставили все, что имели, и последовали за Христом. В этом выражалось их самоотвержение.
На это Господь отвечает, что не только они, но и всякий, кто ради Его и Евангелия оставит все, к чему привязан душой, получит великую награду, причем не только в будущей, но уже и в этой земной жизни.
Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «Стократ более братьев и родителей приобретет себе тот, кто ради Христова имени перестанет любить только отца, мать или сына и искренне полюбит всех тех, кто служит Христу. Вместо одного брата или отца он приобретет множество отцов и братьев, которые будут связаны с ним еще более горячим и действенным чувством».
Действительно, в первые века христианства во время гонений все христиане составляли как бы одну семью, являясь братьями и сестрами во Христе, и дом каждого из них был всегда открыт для всякого провозвестника слова Божиего, становясь как бы его собственным домом взамен оставленного ради Христа и проповеди Евангелия.
Таким образом, дорогие братья и сестры, сегодняшнее евангельское чтение дает нам ответы на поставленные в начале передачи вопросы.
Не богатство само по себе, а лишь отношение человека к этому богатству является препятствием для вхождения в Царство Божие. И богатый может следовать за Христом, используя свое богатство для совершения добрых дел.
Оставление своих семей, детей и дома ради веры оправдывается Христом лишь для проповеди Евангелия. Через эту проповедь человек расширяет свою семью и свой дом во Христе, приводя себя и близких к вечной жизни.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)