Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 19 апреля
В этом выпуске:
– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Насколько важно венчание?»
– Мы совсем недавно говорили о том, что люди, вступающие в брак, регистрируют его в загсе, а после этого приходят в храм Божий и получают Божие благословение. Надо сказать, что в Европе, в частности в России и Белоруссии, государством признается только такой брак, который зарегистрирован в загсе. В США (я там нес послушание в течение многих лет) есть и такая форма регистрации, как церковное венчание, –то есть обе формы заключения брака официально признаются государством.
Почему люди венчаются? Посмотрите на чинопоследование таинства Венчания, и вы поймете, что это особая молитва Церкви о тех, кто создает семью. У Бога испрашивается благословение на благополучие в семейной жизни, на рождение детей и их воспитание. Священник дает мужу и жене три раза испить из чаши вино: это внешний символ того, что отныне они и радость, и горе будут делить вместе. Венчающиеся идут вместе вокруг аналоя, что тоже является символом того, что они будутидти по жизни вместе. Вступая в семейный союз, муж и жена соединяются не только телесно, но и духовно. Это значит, у них должны быть одни и те же мысли, желания, стремления, они должны стать «одной плотью» –вот такое мистическое сочетание мужчины и женщины, мужа и жены. Когда они будут едины духом, тогда и их семейная жизнь будет крепка, тогда они будут рожать и воспитывать детей в духе благочестия, подавая своим чадам пример для подражания. И, конечно, испрашивается благословение Божие. Господь действительно будет помогать тем, кто к Нему обращается. То есть в таинстве Венчания подается особая благодать Святого Духа на семейную жизнь – это очень важная составляющая.
– Вопрос телезрительницы из Краснодарского края: «Что такое злоречие?»
– Само слово, как Вы понимаете, двусоставное: зло–речие. Это когда человек говорит о ком-то или о чем-то злое, недоброе. Вот, наверное, и все.От человека исходит зло в словах, которые приносят недоброе.
– Вопрос телезрительницы Альбины из Ульяновска. Ее крестили с именем Альбина, а теперь говорят, что такого имени нет в святцах. Как ей причащаться?
– В нашей богослужебной церковной практике (это касается в первую очередь Русской Православной Церкви)действительно есть особенности – мы даем имена в честь святых. А есть Церкви, где родители сами могут дать своим детям имена произвольно. Я знаю историю о том, что в одной сербской семье так долго ждали ребеночка, что, когда родился мальчик, ему дали имя Драг, то есть «дорогой». А второго, которого тоже долго ждали, назвали Предраг, что значит«очень дорогой». Таких имен у нас всвятцах нет, а для Сербии это нормальное явление.
Почему в Русской Церкви дают имена в честь святых? Мы прекрасно понимаем, что у каждого человека есть ангел-хранитель. А в таинстве Крещения, когда человеку дается имя в честь святого, Господь как бы приставляет этого святого помогать и охранять новокрещеного. То есть святой является не только покровителем человека, но и помощником ангела-хранителя. А для ребеночка он пример для подражания. Когда малыш взрослеет, родители, как правило, знакомят его с жизнью и подвигами того святого, в честь которого он назван, и хороший, добрый молодой человек старается подражать ему. Это имеет очень важное педагогическое, воспитательное значение.Мы молимся святым, имена которых мы носим. Я, например, обращаюсь в своих молитвах к апостолу Павлу, он для меня является примером для подражания: и проповедник, и аскет, и миссионер. Я думаю, что каждый пытается подражать своему святому и молится ему.
После революции людям давали имена Революция, Тракторина. Как человек будет молиться: «Святой трактор, моли Бога о мне»? Это не вписывается в церковную традицию. В Америке дают много имен, которых нет в святцах. Поэтому мы говорим, что есть практика изменения имени, по крайней мере христианского имени. Человек сам избирает святого, в честь которого он хочет быть назван, выбирает по своему усмотрению, кто для него является большим авторитетом, потом берет благословение и, подходя к Причастию, называет себя именем святого, в честь кого он хотел бы быть назван.
Это очень серьезная проблема и, к сожалению, на общецерковном уровне она пока еще не решена, находится на стадии изучения, разрешения. Тем не менее если имени, которое носит человек, нет в святцах, это не должно быть препятствием для причащения Тела и Крови Христовых.
– Вопрос телезрительницы из Ставрополья: «Мужу надо делать операцию, люди говорят – не соглашаться. Как быть?»
– Мне очень трудно сказать. Я бы, наверное, все-таки обратился к врачам, а не к тем людям, которые не имеют профессионального навыка, не знают истинного состояния здоровья человека. Врач, который предлагает сделать операцию, говорит ведь это не просто так; он исходит из своего личного медицинского опыта, из анализов больного, которые помогают врачу определить, как дальше действовать. И к тому же, если что-то произойдет, те люди, которые советуют не соглашаться на операцию, не будут нести никакой ответственности за здоровье и состояние Вашего мужа, а врач будет отвечать и перед Богом, и перед совестью, и перед государством. Поэтому я бы порекомендовал обратиться не к народной молве, а к врачам-специалистам.
– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Обязательно ли нужен крестный для ребенка?»
– У нас есть хорошая практика крестить младенцев. И поскольку мы крестим детей в раннем возрасте и они еще не понимают, не осознают, что с ними происходит, то крестные родители становятся помощниками или вторыми, духовными, родителями для младенца, они должны помогать отцу и матери в деле воспитания ребенка. Для взрослого человека нет необходимости в крестном, он сам понимает, что с ним происходит, что совершается, для чего и зачем он пришел к купели. А для детей это все-таки важно. Но если нет возможности пригласить крестного, то это не должно быть препятствием для совершения Крещения.
– Вопрос телезрительницы: «Человек порядочный, трудолюбивый может быть не крещен. Куда он попадет после смерти, если жизнь его была достаточно праведная, но крещения не было?»
– Не знаю, трудно сказать. Еще раз хочу напомнить, что наша задача не только получить отпущение грехов, не просто избежать вечных мучений. Цель людей, живущих на земле, – найти образ Божий, который в каждом из нас заложен, и уподобиться Богу, поскольку мы созданы по образу и по подобию Божию. Образ в нас есть, и нам дана возможность стать подобными Богу. Этот процесс, как правило, всежизненный, начинается он здесь, на земле, и будет продолжаться в загробном мире. Так учит нас Православная Церковь. Для того, кто некрещен, этой возможности нет.
Святитель Кирилл Александрийский говорил, что в таинстве Крещения в каждого человека всевается зерно православия, и оно должно принести свой плод добродетелей,должно вырасти, процвести, и христианин должен стать добрым, порядочным. А если человек не крещен, если в него не всеяно это зерно, какой плод вырастет? Так и человек может быть хорошим, но если он не крещен, то зерно в нем не посеяно… Если мы не посеем в поле пшеницу, она и не взойдет. Вырастет какая-то трава, но не то, чего мы ждем. Поэтому трудно сказать, как Господь будет судить. Это дело Божие.
Я думаю, что в этом случае можно вспомнить слова Христа Спасителя: «Кому даномного, с того много спросится». Вот с меня спросится по полной программе, потому что я не только христианин, но и священник, и епископ. Я должен не только учить, я сам должен все исполнять. Мне очень тяжело будет отвечать пред Богом. Конечно, Господь каждого будет судить: и тех, кто не был крещен, и тех, кто не был воспитан в христианском духе, и воздаяние будет каждому свое. Но для того, кто крещен, открывается особая перспектива. Я иногда сравниваю духовную жизнь с нашей обыденной жизнью: допустим, я увлекаюсь футболом, волейболом или хоккеем и играю в своей дворовой команде. Вроде бы занимаюсь спортом, вроде бы все неплохо, но дальше своего двора у меня роста не будет. А если я поступлю в клуб, который будет открывать мне перспективу участия в Олимпийских играх, каких-то международных соревнованиях, то у меня есть возможность развития. В обоих примерах это спорт, но перспектива развития есть только во втором случае.
Примерно то же самое происходит и в духовной жизни. Если я добрый, порядочный, хороший человек, но не был крещен, то я остаюсь на уровне этого земного человека. Конечно, Господь будет судить меня по тем правилам, по которым я жил; об этом говорит наше церковное учение. А для христианина, который принимает таинство Крещения, который входит в Церковь, открывается невероятная перспектива – вечное духовное развитие и богоуподобление. Наверное,в этом разница.
– У телезрительницы из Чехова умерли два сына, оба были наркоманами. Их не стали отпевать, сказали, что они самоубийцы. Так ли это?
– Я с таким явлением никогда не соглашался и не соглашусь. Иногда я слышу о том, что священники не отпевают человека, который умер от передозировки наркотиков или от злоупотребления алкоголем. Но назвать их самоубийцами, наверное, будет не совсем правильно. Они же употребляли это не для того, чтобы покончить с жизнью. Они пытались найти такое состояние, которое мы называем блаженством. Выпил рюмочку – стало хорошо, а две –еще лучше. Наркоманы употребляют наркотики не для того, чтобы покончить с собой, а для того, чтобы войти в блаженное состояние, в «кайф», как они говорят. Если говорить, что они самоубийцы, тогда можно идти дальше и причислить к самоубийцам огромное количество людей. Например, человек ест жирную пищу, а у него цирроз печени. Самоубийца? Можно и так сказать. А тот, кто превышает скорость за рулем, разве не самоубийца? Если он не справился с управлением, то он и себя покалечил и людей убил, получается, еще и убийца. Если так подходить к вопросу, то мы практически все самоубийцы: кто-то губит свое здоровье алкоголем,кто-то пищей, кто-то, может быть, чрезмерно воздерживается, а кто-то не по разуму себя ведет. Так что, я думаю, что не совсем правильно собирать всех «под одну гребенку»: если наркоман, то значит самоубийца.
В каждом из нас заложено стремление к жизни, мы все стремимся к благу, это очень важно. А подлинная благость – только в Боге. Но не все знают этот путь. Для одних открывается евангельская перспектива познания Бога и блаженства в Боге. Тот, кто не получил христианского воспитания, тоже хочет блаженства, а ему говорят: «Вот доза наркотиков (или алкоголя), она приведет к подлинному счастью». Люди пытаются идти этим путем, а блага нет; больше выпил – и умер, но это не значит, что он самоубийца. Здесь надо персонально говорить с человеком. Священник должен вникать в суть каждой конкретной проблемы.
– Вопрос телезрительницы из Республики Коми: «Можно ли поместить над входной дверью крест?»
– Конечно, можно. Кто-то прикрепляет крест над дверью, кто-то – на двери, кто-то – возле входа. Я думаю, что это неплохо.
– Вопрос телезрительницы из Белоруссии: «Маме 79 лет, крещеная, но в храм не ходит. Как убедить ее, что она не права?»
– Не надо убеждать ее, что она не права. Если ее упрекать, она еще больше замкнется в себе. Вы сами ходите в храм, а когда возвращаетесь – рассказывайте ей: «Была такая служба, там так пели, батюшка сказал такое-то наставление…» Нужно делиться, говорить, рассказывать о своих чувствах, о том, что Вы пережили во время богослужения, чтобы она поняла: «Я сейчас пойду в храм, и тоже буду чувствовать себя хорошо». Надо по-доброму общаться и ни в коем случае не упрекать и не заставлять. Люди преклонного возраста прожили очень тяжелую жизнь во время богоборческого периода, когда верить запрещалось, над святыней надругались. Такой осадок еще во многих есть, и это очень трудно перебороть. Поэтому детям надо иметь хорошее, доброе сердце. Может быть, дать маме какую-то книжечку почитать, ненавязчиво подвести ее к тому, чтобы она сама захотела прийти в храм.
– Вопрос телезрительницы из Рязани: «Как общаться с некрещеной подругой?»
– Упрекать ее, говорить, что она «такая-сякая» и у нее нет никакой перспективы ни в этой жизни, ни в будущей, конечно, нельзя. Сегодня много еще таких людей, которые не крещены. Общайтесь с ней по-доброму, чтобы Ваша подруга почувствовала, что Вы преисполнены любовью. Чтобы она не могла Вам сказать: «Православные христиане, а смотрите, как себя ведут!» Нужно, чтобы наше поведение не было соблазном, а примером для подражания. Когда она увидит, что Вы всем желаете только доброго, хорошего, что от Вас исходит доброе, вечное, святое, то можно ей сказать: «Это не только от меня, это от Церквии сходит; я получаю в Церкви доброе, вечное, святое». Возможно, тогда она сама пожелает прийти, посмотреть; прикоснуться, приобщиться этой доброте, святости. А Вы молитесь за нее, поминайте ее в своих молитвах, и Господь, может быть, по Вашим молитвам приведет ее в Церковь.
– Вопрос телезрительницы из Костромы: «В старину считалось, что вся вода освященная. Так ли это?»
– Сказать, что в старину так считалось, – это ни о чем не сказать или сказать огульно. Я думаю, что в старину так не считалось. Есть мнение, что на Крещение Господне освящается вся вода, и действительно в церковных песнопениях об этом говорится: «Днесь вод освящается естество». Да, вода действительно освящается. Но это не значит: вот, я в храм не пойду, наберу воды из крана, и она будет святая…Может,вода и будет святая, но суть заключается в другом. Люди, которые издалека приходили к Иоанну Крестителю на Иордан, шли не только для того, чтобы креститься и исповедовать свои грехи, а еще и послушать проповедь, наставления. Примерно то же самое происходит сегодня. Наша задача не в том, чтобы просто набрать святой воды из-под крана. Церковь приглашает нас и говорит: «Приходите к Богу». Очень важно, чтобы мы пришли в храм, прикоснулись к небу. Храм Божий – это небо на земле. Вот что очень важно –чтобы люди приходили к Богу. А набрать воды – это уже дело второе. В храме мы помолимся, послушаем добрые наставления священника. А потом придем и принесем покаяние, постараемся исправить свою жизнь. Вот к чему призывает Церковь.
– Вопрос телезрительницы из Московской области: «Как бороться со злобой?»
– В этом случае мы говорим: надо познать самого себя. Бороться со злобой где-то вокруг – бессмысленно. А во мне есть что-то злое, недоброе? Надо понять, с какой злобой бороться. Вокруг нас столько неправды творится в мире! Но это не значит, что мы будем ходить по миру и махать шашкой; со злобой так не борются. Во-первых, надо сказать, что зла как сущности не существует. Злоба проявляется в ком-то и в чем-то. Как правило, люди являются источником недоброго. Поэтому надо подумать: а во мне есть зло? Надо поступить так, как говорил Христос Спаситель: «Прежде чем вынуть сучок из глаза брата твоего, вынь бревно из своего глаза». Поэтому борьба со злобой должна начинаться с себя. Во мне сидит этот вирус, этот корешок, и я должен выкорчевать его из своей души. Поэтому каждый должен проанализировать: кто же я есть на самом деле. Время Великого поста – самое благоприятное время для того, чтобы это понять. Во мне столько плохого! Я думаю, что ко мне кто-то не по-доброму относится, а на самом деле это я сам такой. Есть такое качество, которое называется смирение. Я должен смирить себя, должен истребить вирус зла. Начало борьбы со злобой – в самом себе, как, в общем-то, борьбы с любыми страстями. Искореню в себе недоброе и потом пойму, что в людях нет зла, оно кроется во мне.
– Вопрос телезрительницы из Ростовской области: «Обязательно ли попадет в рай душа человека, который умер в церковный праздник?»
– Это не в моей компетенции, не знаю, куда попадет душа этого человека. Загробная участь зависит не от того, в какой день умер человек, а от того, как он жил на земле. Кого куда определить – это прерогатива Бога, Господь совершит Суд над каждым человеком. И если человек умер в праздник, это не является внешним знаком того, что он сразу попал в Царство Божие. Совсем нет. Мы знаем о том, что люди, которые живут благочестиво, праведно, как правило, переходят в загробный мир в состоянии покоя, в состоянии покаяния. А дальнейшая участь души человека полностью зависит от Бога. Мы должны стремиться жить достойно, свято и вручать себя в руки Божии: «Господи, хочу быть с Тобой, но понимаю, что недостоин». Нужно стремиться искоренить в себе недостатки. Если будем жить в таком настроении, Господь Сам нас примет.
Ведущая: Александра Гудкова
Расшифровка:Нина Кирсанова