Церковный календарь 3 июля. Праведный Николай Кавасила
В этом выпуске:
Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 3 июля, Православная Церковь совершает память праведного Николая Кавасилы (ок. 1397).
Два солунских святых из XIV века носили имя Кавасилы. Старший, Нил, дядя Николая, по общепринятому мнению, управлял солунской паствой до 1340 года, при Иоанне Кантакузине. Младший, Николай, родился в 1320 году в аристократической семье в Фессалониках. Детство его прошло под наставничеством дяди.
С 1335 по 1340 год Николай получил классическое образование в Константинополе, где изучал философию, риторику, грамматику, естественные науки. Впоследствии он принимал активное участие в политической и церковной жизни империи и упоминается в должности сакеллария Константинопольской Церкви.
При гражданских беспокойствах, вызванных движением зилотов, мы встречаем Николая Кавасилу (греч. Νικόλαος Καβάσιλας) на стороне Палеологов и военачальника Сигриана.
Патриарх Иоанн в 1343 году посылал его в числе других к императору Иоанну Кантакузину, чтобы убедить его отречься от престола. Но когда тот был коронован в Адрианополе и когда Фессалоники и другие города перестали противодействовать благоприятствовавшей ему партии, посольство в 1346 году отправилось к сыну его Мануилу, чтобы обещать ему покорность под некоторыми условиями, и в этом посольстве был Николай Кавасила. Может быть, благодаря этому Николай приобрел благосклонность Кантакузина; по крайней мере, сам Кантакузин говорит, что удостаивал своей дружбы и даже причислял его к лучшим своим друзьям.
Будучи склонным к созерцательной монашеской жизни, Иоанн Кантакузин в 1349 году удалился в монастырь Святого Маманта, потом перешел в монастырь Манганийский, недалеко от Константинополя. В это добровольное изгнание последовали за ним Димитрий Кидонис и Кавасила, мужи, по словам самого императора, достигшие вершины внешней мудрости, не менее любомудренные и в делах, избравшие жизнь целомудренную и свободную от несчастий брака.
Пребывание императора и друзей его в монастыре было непродолжительным.
Когда Кантакузин, незадолго до своего отречения ради принятия монашеского пострига, призвал в соправители себе сына своего Матфея и Палеолога Андроника, Кавасила опять встречается в числе посредников, которым надлежало вызвать удалившегося патриарха Каллиста и заставить его короновать Матфея. Но когда Каллист отказался, приступили к выбору нового патриарха, и на это место предложены были Кавасила и еще двое: Макарий Филадельфийский и Филофей Ираклийский; император избрал последнего, и он короновал Матфея. При сем случае Кантакузин называет Кавасилу мирянином; а это дает понять, что он пользовался большим уважением, если предлагали его прямо на патриаршую кафедру, что с мирянами бывало редко.
Около этого времени Николаю Кавасиле как приверженцу исихастского учения пришлось иметь спор о природе Фаворского света с Никифором Григорой, последователем Варлаама и Акиндина. Рассказ о встрече Никифора и Кавасилы и сущность их спора изложены у Никифора.
На созванном в 1351 году Влахернском Соборе Николай Кавасила выступал твердым защитником православия и строгой аскетической жизни.
Один только краткий перечень сочинений Николая Кавасилы может показать его литературную многосторонность и плодовитость. К самым ранним его произведениям относится комментарий его на Птолемея. Ко времени занятий его делами Церкви в звании сакеллария нужно отнести сочинения: «Слово против ростовщиков», о неправильных тяжбах гражданских начальств по отношению к церковным предметам. Немало осталось от него отдельных слов нравственных, на праздники и похвальных. Из них можно указать слова: на Страсти Христовы, на Вознесение, на великомученика Димитрия, на Феодору Чудотворицу, на трех вселенских святителей. Из богословских произведений его известны: «Цель воплощения Господа», «Против заблуждений Никифора Григоры», «Изложение на пророка Иезекииля», «О душе» и другие мелкие сочинения и письма.
Более известным творением Николая Кавасилы служит «Изъяснение Божественной литургии», которое имел в виду истолкователь литургии Симеон Солунский.
Выдающийся христианский писатель и богослов, святой праведный Николай Кавасила был канонизирован Элладской Православной Церковью 3 июня 1982 года.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
сщмч. Мефодия, епископа Патарского (312);
благоверного князя Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского) (XII);
святителя Мины, епископа Полоцкого (1116);
перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (1630);
мчч. Инны, Пинны и Риммы (I–II);
сщмчч. Аристоклия, пресвитера, Димитриана, диакона, и мученика Афанасия, чтеца (ок. 306);
свт. Левкия, исп., епископа Врунтисиопольского (V);
исп. Николая Флорова, пресвитера (1933);
совершается празднование в честь иконы Божией Матери Моденской (Косинской).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры